I. Сила толерантного взаимодействия

Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка. Однако и зарубежный, и отечественный опыт неоспоримо доказывает: именно семьям, воспитывающим особого ребенка, суждено стать той движущей силой, которая изменит общественное сознание и приведет к созданию условий для интеграции ребенка в обычном сообществе — чтобы он стал в этом мире «своим среди своих». Члены семьи, воспитывающей особого ребенка, невольно становятся «инструкторами» по воспитанию в окружающих терпимости и гуманного отношения к своему ребенку и своего рода «проводниками толерантности». Родители просто вынуждены в различных жизненных ситуациях (в транспорте, общественных местах и т.д.) выстраивать нормальное взаимодействие с людьми, которым их жизненная коллизия незнакома и чужда, и потому может вызывать реакцию отторжения.

Этот трудный опыт преодоления отчужденности и неприязни позволяет родителям стать инициаторами плодотворного диалога с представителями различных ведомств, отвечающих за реабилитацию детей с ограниченными возможностями. И если специалист поддержит такое стремление, возникает конструктивное взаимодействие, позволяющее снижать напряженность и двигаться к намеченной цели. Необходимо менять стиль отношений в обществе, формируя толерантное пространство. Это поможет не только конкретному ребенку, но и всем, кто тоже нуждается в помощи. Заодно — поможет и всему нашему обществу стать более справедливым, просвещенным и гуманным.

А первым шагом на пути в это светлое завтра является знание своих прав и умение успешно и безболезненно разрешать возникающие в ходе реализации этих прав конфликты.