Єдність свідомості та діяльності.

Одним из фундаментальных принципов, на основании которых всегда строилась советская деятельностная психология, был принцип единства сознания и деятельности. И хотя он являлся методологической основой обоих вариантов деятельностной психологии, понимался он по-разному.

Тем не менее, в субъектно-деятельностном подходе больше подчёркивалась взаимообусловленность сознания и деятельности, тогда как в культурно-исторической концепции на первый план выходила генетическая исходность деятельности в формировании сознания («деятельность как субстанция сознания»): « ... развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности».

Для Рубинштейна важным было подчеркнуть единство процесса становления сознания и деятельности, который он выражал в термине «сознательная операция»: « ... единым процессом является генезис действия как сознательной операции, и генезис самого предметного сознания. Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни и типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок)».

Поэтому деятельность для него была формой проявления сознания, а внутренним содержанием сознания являлась не деятельность, а интроспективная форма рефлексии: психическое имеет двоякую форму существования или проявления. Первая, объективная, форма существования или проявления психического выражается в поведении, в деятельности, в «рефлексе» в широком смысле слова (т.е., отраженном действии): это первичная форма его проявления. Вторая, субъективная, форма существования или проявления психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека ... ».

И хотя С.Л. Рубинштейн многократно подчёркивал роль практической деятельности в формировании сознания, тем не менее, его природу он видел в психической активности как бессознательном: «психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. ... В продуктах человеческой деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется».