Индо-буддийский тип культуры

Индо-буддийский тип культуры сформировался на основе двух великих религий – индуизма и буддизма.

Индуизм начал складываться во 2 тысячелетии до н. э. Священным писанием стали Веды, отсюда и название раннего периода этой религии – ведический период. Веды включают в себя 4 основных сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Ригведа представляет собой собрание гимнов (1028 гимнов), исполнявшихся при жертвоприношениях. Самаведа включает избранные гимны из Ригведы. Яджурведа содержит жертвенные формулы, а Атхарваведа – заклинания и магические заговоры.

Основные объекты почитания в ведах – дэвы, божества, олицетворяющие отдельные природные явления и стихии. Главный принцип мировосприятия в Ригведе – обожествление природы как целого, в котором исчезали различия между его отдельными элементами. Судя по количеству обращений, главным божеством был Индра. Почитались божества неба, солнечные божества. Особая роль принадлежала Варуне – хранителю риты, космического порядка, принципа упорядоченности.

Основу культа составляли жертвоприношения, которые требовали знания тонкостей ритуала и сопровождающих его текстов, поэтому в Индии рано оформилось сословие жрецов. Они составляли одну из четырех варн. Уже в Ведах деление на варны упоминается как древний, установленный богами порядок. Варна – это социально-религиозное разделение общества, каждая варна изначально имела свой род занятий, свой образ жизни, свой круг религиозных предписаний. Вся жизнь человека была детально регламентирована в зависимости от варны и касты, пола и возраста. Основных варн было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (слуги).

Вторым этапом развития индийской религии называют брахманизм (1 тыс. до н.э. и начало 1 тыс. н. э.). Здесь складываются религиозно-мифологические тексты – Брахманы. Развивается и усложняется религиозная практика, отраженная в текстах араньяк и упанишад. Все пребывание человека в мире сопровождается циклом обрядов – домашних и храмовых – от рождения до смерти.

С середины 1 тысячелетия индуизм приобретает классические формы. Сохраняется непреложный авторитет Вед, но при этом перераспределяются функции богов. На первое место выходит почитание Тримурти – триады верховных богов: Брахмы, Вишну и Шивы. В классическом индуизме выделяются два основных направления – вишнуизм и шиваизм. Более заметной становится тенденция к монотеизму. Она проявляется в особом почитании Великого Брахмана – неперсонифицированного, бескачественного, не воплощенного ни в каких формах Абсолюта. Расширяется круг священных текстов, в него включается Бхагавадгита, переработанные главы из великого индийского эпоса «Махабхарата». Еще одно эпическое произведение Индии «Рамаяна» также имеет не столько художественное, сколько религиозное значение. Индуизм не имеет единой догматической базы и организационной структуры. Большое влияние на эволюцию индуизма оказал буддизм и джайнизм.

Буддизмзародился как одна из форм критики религиозных идей и социальных практик индуизма. Время его возникновения – VII–VI века до н. э. Основателем нового учения был Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, первым достигший состояния Будды, т. е. пробужденного. Гаутама использовал ряд идей, характерных для предшествующих религиозных учений – учение о перерождении, осознание жизни как страдания, истину о вечной изменчивости бытия, необходимость праведной жизни. Новым в буддизме было отсутствие веры в бога-творца, отрицание сакральности варн, осуждение ведического ритуализма, отказ от крайностей аскезы и погони за удовольствиями.

Основными текстами раннего буддизма являются тексты «Типитаки» («Три корзины закона»), или палийский канон. Наибольшее философское значение имеет «Суттапитака», включающая проповеди Будды, поучения. На языке пали были написаны и джатаки (притчи, истории, происходившие с Буддой). В Бенаресской проповеди Будда изложил четыре благородные истины: истину страдания, истину возникновения страдания, истину прекращения страдания, истину пути, который ведет к прекращению страдания (благородный восьмеричный путь). Будда сформулировал закон зависимого возникновения – идею неразрывной цепи взаимозависимости и взаимообусловленности. Еще одним принципиальным положением буддизма является идея непостоянства мира. Каждое существо, каждый предмет являются преходящими и составными. Не существует и того, что люди привыкли считать устойчивой личностью. Она также пустотна, т. е. относительна и условна. Будда провозгласил принципиальное единство человека и мира. Важнейший задачей для человека он полагал «возделывание ума», пробуждение, отказ от всякой привязанности: «Неоскорбление, непричинение вреда и воздержанность в согласии с пратимокшей, и умеренность в еде, и уединенное существование, и преданность возвышенным мыслям – вот учение просветленных»[254] Вся Центральное место в учении Будды занимает этика. Буддизм – не столько религия или философия, сколько образ жизни, способ отношения к миру, тип поведения. Главной добродетелью Будда называл любовь к людям, доброжелательность. Буддизм, как и индуизм, основывается на принципе ахимсы – непричинения вреда живому, ненасилия. Будда провозгласил срединный путь – воздерживание от крайностей, он осуждал не только безудержную погоню за наслаждениями, но и аскетизм. «Будь полностью осознанным» – такова была последняя проповедь Учителя. Будда при жизни достиг нирваны – освобождения от страдания, несвязанности, высшей мудрости. Непросто понять, что такое нирвана; как сказано в буддийском трактате: «о нирване, царь, нельзя сказать ни того, что она возникла, ни того, что она не возникла, ни того, что она должна возникнуть, что она прошлое, настоящее или будущее, что ее можно воспринять зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием … нирвана существует, о царь, ее можно воспринять разумом; праведный ученик, идущий по правильному пути, с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных желаний, видит нирвану»[255]. В трактате «Милинда панхья» нирвана описывается с помощью сравнений, уподоблений: она подобна воде, которая освежает, остужает лихорадку, точно так же нирвана освежает, остужает лихорадку аффектов, она утоляет жажду, как вода Она подобна океану, в котором «не заводится падаль», который безбрежен и переполняется водами, текущими в него. Как океан расцвечен всеми цветами бесконечного количества волн, так и нирвана расцвечена множеством бесконечно разнообразных цветов ведения и свободы. Нирвана сравнивается с лотосом, драгоценным самоцветом, горной вершиной, пищей и т. п.

Это скорее состояние, чем место. Вот как описывается это состояние: величественный город, незапятнанный и беспорочный, чистый и белоснежный, нестареющий, бессмертный, прочный и спокойный. Он не находится в каком-то определенном месте. Достичь нирваны можно в любом месте и в любое время еще при жизни, и тот, кто нашел ее, уже никогда не потеряет.

После смерти Будды его учение широко распространилось, разделившись на несколько направлений – махаяну (большую колесницу или широкий путь к спасению), хинаяну (малую колесницу или узкий путь к спасению) и ваджраяну (алмазную колесницу или колесницу раската грома). Позже возникли и другие школы буддизма, особенно влиятельным стал буддизм чань (японский вариант – буддизм дзэн).

Несмотря на различия между этими крупными учениями – индуизмом и буддизмом – есть ряд черт, сближающих их и позволяющих объединить в один культурный тип. Это учение о вечном круговороте, колесе сансары. Мир не имеет ни начала, ни конца, он лишен направленности, находится в вечном изменении, в нем все непостоянно. Судьба человека определяется его кармой. Санскритское слова карма означает действие, деятельность. Карма приобретает значение закона причинности, поскольку каждая причина есть действие и каждое действие есть причина. Ни в одной другой культуре судьба человека не обусловлена в такой степени его собственными действиями (буддизм добавляет – осознанными). Здесь нет Бога, которого можно умолять о помиловании, нельзя искупить грехи покаянием, но зато и смерть лишена характеристики вечности и необратимости. Индо-буддийская культура строится на идее вечного возвращения, перерождения.

Другими важнейшими принципами индо-буддийской культуры являются принцип иллюзорности мира и значимость Небытия. Небытие первично по отношению к Бытию, оно есть возможность всякого становления и существования.

Принцип абсолютности Небытия и относительности Бытия определил и трактовку человека. Смысл его жизни состоит в очищении от «загрязненности» материальным миром, достижения пробуждения сознания, просветленности.

Индо-буддийский тип культуры исходит из идеи недвойственностимышления, целостности сознания. Мир воспринимается как «одно во всем и все в одном». Осознание этого является первым шагом на пути к просветлению.

Художественная культура и эстетика Востока испытали на себе мощное воздействие индо-буддийской культуры, особенно буддизма. В поэзии, живописи, музыке, театральной эстетике особое значение приобретает красота скрытая, не до конца явленная миру, намек, подтекст. Восприятие такой красоты требует философского раздумья, неспешности, сосредоточенного созерцания отрешенности от мирской суеты.

Жизнь свою обвил

Вокруг висячего моста

Этот дикий плющ.

(Басё)[256]

Не из обычных людей

Тот, которого манит

Дерево без цветов.

(Оницура)[257]

Прохладный ветерок.

Колокола покинув,

Плывет вечерний звон.

(Бусон)[258]

 

Все восточное искусство глубоко символично. Как и вся культура, художественный язык здесь выражает это благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях, не разделяет мир одушевленных и неодушевленных сущностей.

Очень важным понятием индо-буддийской культуры является сатьяграха (стремление к истине),отсутствие насилия, сохранение чистоты своей кармы, ненарушение мировой гармонии.