Пример №2: Автоматизированная информационная система инженерно-авиационной службы авиакомпании.
АИС инженерно-авиационной службы авиакомпании разрабатывалась ЗАО «Лазекс», Центром открытых систем и высоких технологий, ООО «Ресурс-Центр».
АИС предназначена для автоматизации деятельности служб авиакомпании, которые осуществляют:
• работу с различными документами, имеющими характер нормативно-справочной информации АИС;
• разработку, согласование, утверждение и публикацию контрольно-распорядительных документов;
• сбор и обработку информации об инженерно-техническом персонале;
• сбор и обработку информации об отказах авиационной техники;
• материально-техническое обеспечение авиационной техники;
• подготовку и проведение регламентных работ;
• сбор и обработку информации о наработках воздушных судов, систем и агрегатов с ограниченным ресурсом;
• создание моделей надежности AT и поддержку эксплуатации средств по состоянию;
• составление расписаний.
Функции системы:
АИС предназначена для формирования единой информационной среды, обеспечивающей решение задач по организации электронного документооборота. В рамках единой информационной среды решаются задачи:
• автоматизации процессов сбора, хранения и доведения до заинтересованных лиц различных нормативно-справочных документов, имеющих отношение к деятельности Заказчика;
• автоматизации процессов регистрации, хранения и публикации документов, являющихся входящей и исходящей корреспонденцией;
• автоматизации процессов разработки, хранения, согласования, утверждения регистрации и публикации контрольно-распорядительных документов (приказов, распоряжений);
• формализации процессов постановки и контроля выполнения заданий, поручений, приказов и распоряжений;
• сбора, хранения и анализа информации о жизненном цикле воздушных судов, узлов и агрегатов;
• сбора, хранения и анализа истории отказов воздушных судов, узлов и агрегатов, включая информацию об их обслуживании техническими службами Заказчика;
• перехода к обслуживанию всех служб Заказчика, на основе единых технических средств и программно-аппаратного комплекса. Особое внимание уделено формированию распределенной информационной среды, решающей в масштабах всех служб Заказчика задачу ввода в эксплуатацию воздушных судов нового поколения (Ту-204, Ту-214, Ту324, Ту-334, Ил-96, ...).
Целесообразность системы:
Формирование единой информационной среды позволяет:
1) создать единую информационную среду с обеспечением оперативного доступа заинтересованных лиц к необходимой им информации;
2) адаптировать существующие авиационно-технические базы авиакомпаний и заводов к обслуживанию воздушных судов нового поколения по безремонтной стратегии поддержания летной годности;
3) широко внедрить систему технической эксплуатации воздушных судов по состоянию;
4) внедрить современные эффективные системы повышения качества технического обслуживания и ремонта (ТоиР), соответствующие требованиям международных стандартов;
5) создать условия для обеспечения поддержания летной годности средних и мелких авиакомпаний.
По итогам внедрения АИС в эксплуатацию компания получает возможность:
1) повышения оперативности влияния на российский и международный рынок авиаперевозок;
2) повышения возможности извлечения прибыли за счет выполнения значительного объема работ по поддержанию технического состояния воздушных судов, принадлежащих авиакомпании;
3) сокращения расходов, связанных с простоями и нерациональным использованием парка воздушных судов;
4) снижения расходов на выполнение ремонтных и регламентных работ.
АИС представляет собой распределенный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий организацию электронного документооборота, сбор, хранение и анализ информации о жизненном цикле воздушных судов, узлов и агрегатов, истории отказов, включая информацию об их обслуживании техническими службами в масштабах всех организаций Заказчика. Комплекс включает:
• технические средства, на которых функционирует АИС;
• базовые программные средства, в среде которых функционируют прикладные подсистемы АИС;
• подсистемы, указанные на рисунке .
Например, подсистема организации информационного взаимодействия сотрудников инженерно-авиационных служб (MAC) предназначена для обеспечения распределенной работы сотрудников ИАС организаций Заказчика в рамках единой информационной среды. Подсистема включает набор стандартных сервисов виртуального офиса:
• почтовую службу;
• единую многоуровневую адресную книгу;
• набор личных и корпоративных календарей-планировщиков дел и событий.
Кроме стандартных сервисов поддерживаются:
• регистрация, хранение и публикация электронных копий документов, имеющих нормативно-справочный характер;
• регистрация, хранение и публикация электронных копий документов, являющихся входящей и исходящей корреспонденцией;
• процессы разработки, хранения, согласования, утверждения регистрации и публикации электронных копий контрольно-распорядительных документов (приказов, распоряжений);
• процессы постановки и контроля выполнения заданий, поручений, приказов и распоряжений.
Данная подсистема не привязана к специфике инженерно-авиационных служб и может быть внедрена во всех структурных подразделениях компании.
Подсистема сбора и обработки информации об инженерно-техническом персонале обеспечивает:
• ведение стандартного кадрового учета персонала инженерно-авиационных служб компании;
• учет прохождения персоналом переподготовки и получения лицензий для работы с различными видами авиационной техники;
• планирование прохождения персоналом переподготовки и отслеживание сроков действия лицензий.
Подсистема составления расписания обеспечивает:
• составление и обновление сезонного расписания;
• составление на его основе расписания полетов;
• составление коммерческими службами компаний расписания грузовых и чартерных рейсов;
• публикацию расписания в стандартном виде для пассажиров и клиентов авиакомпании.
Подсистема сбора и обработки информации об отказах авиационной техники (Troubleshooting) обеспечивает:
• регистрацию отказов авиационной техники по данным бортовых и наземных журналов;
• регистрацию действий персонала инженерно-авиационных служб по устранению отказов;
• подготовку плана устранения неисправностей сотрудниками департамента по контролю качества по электронному запросу сотрудников, выполняющих работы на авиационной технике;
• подготовку брифингов для экипажей по пилотированию воздушных судов с неустраненными дефектами;
• регистрацию замен систем и агрегатов при устранении отказов авиационной техники;
• подготовку аналитических сводок по возникающим отказам и методам их устранения в масштабах всех организаций Заказчика.
Подсистема сбора и обработки информации о наработках воздушных судов, систем и агрегатов с ограниченным ресурсом (Flight Log) обеспечивает:
• ввод информации о наработках воздушных судов и другие необходимые данные как для российского, так и для зарубежного парка воздушных судов;
• ввод информации о расходе топлива;
• ввод информации о расходе масла.
Подсистема планово-диспетчерских отделов обеспечивает:
• расчет и регистрацию наработок систем и агрегатов с ограниченным ресурсом;
• прогнозирование наработок агрегатов и формирование предупреждений о необходимости продления ресурса или замены;
• подготовку планов работ по обслуживанию авиационной техники на основе планов технического обслуживания воздушных судов (Maintenance Schedule — MS).
Подсистема автоматизированного управления материально-техническим обеспечением (МТО) обеспечивает:
• автоматизированный учет систем и агрегатов, находящихся на складах организаций Заказчика и установленных на воздушных судах;
• оформление перемещений систем и агрегатов между складами как внутри компании, так и между различными компаниями;
• оптимизацию ЗИП для реализации совместного интенсивного использования авиационной техники, контроль сроков хранения и консервации;
• планирование и учет работ по ремонту и регламенту систем и агрегатов.
Подсистема автоматизированного управления подготовкой и контролем проведения регламентных работ (MPD/MS) обеспечивает:
• доступ в электронном виде к нормативным документам (Maintenance Planning Documents — MPD) заводов-изготовителей по техническому обслуживанию различных модификаций ВС;
• подготовку нормативных документов по техническому обслуживанию новых модификаций ВС, организация эксплуатации которых производится управляющей компанией альянса;
• формирование на основе MPD планов технического обслуживания ВС (Maintenance Schedule — MS).
В системе обеспечивается хранение и асинхронный доступ пользователей к информации, хранимой в БД АИС, как в детализированном, так и в агрегированном виде. При обработке входной информации обеспечивается исчерпывающая проверка ее корректности. Вся хранимая информация всех подсистем организуется в виде набора баз данных Lotus Notes и объединяется в единую реляционную БД Informix. Защита данных от разрушения при авариях и сбоях оборудования обеспечивается штатными средствами Lotus Notes/Domino и путем создания нескольких реплик каждой БД на нескольких серверах Заказчика. Отчетность может формироваться как оперативно с рабочих мест пользователей, так и периодически, заблаговременно, с возможностью выбора пользователем из заранее сформированного списка отчетов. Комплекс базовых программных средств включает в себя сервер Lotus Domino R5, промышленную базу данных Informix, программное обеспечение Visibroker компании Inprise. Программные средства системы разрабатываются на основе штатных средств Lotus Notes/Domino. Клиентская часть программного обеспечения функционирует в среде операционных систем (ОС) Microsoft Windows'95/'97/NT.