Определение количества передач и передаточных чисел трансмиссии автомобиля

 

Минимальное передаточное число назначают из условия обеспечения заданной максимальной скорости движения автомобиля:

 

, (2.5)

 

где – частота оборотов коленчатого вала двигателя при движении с максимальной скоростью, 1/с;

- максимальная скорость автомобиля, м/с;

– динамический радиус качения колеса, м(выбирается по ГОСТу согласно маркировки шины установленной на автомобиле);

одновременно

 

, (2.6)

 

где - минимальное передаточное число коробки передач;

- минимальное передаточное число дополнительной коробки (раздаточная коробка, демультипликатор коробки передач), если ее нет принимают =1,0;

- передаточное число главной передачи.

Минимальное передаточное число коробки передач и дополнительной коробки можно принять по прототипу.

Если применяется основная коробка передач с наивысшей прямой передачей, то принимают =1,0. Для двухвальных коробок передач (легковые переднеприводные автомобили) можно принимать . Если на грузовых автомобилях используется основная коробка передач вместе с дополнительной коробкой (демультипликатором, делителем передач), можно принять .

Минимальные передаточные числа раздаточных коробок современных грузовых автомобилей лежат в диапазоне = 1,0...1,4.

Приняв и , вычисляют

, (2.7)

 

Максимальное передаточное число трансмиссии определяется из необходимости соблюдения двух условий.

1) Условие преодоления максимального дорожного сопротивления:

 

, (2.8)

 

где - максимальное значение коэффициента сопротивления дороги. Принимают в зависимости от типа автомобиля: = 0,35…0,5 - для легковых автомобилей; = 0,25…0,35 - автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для междугородних сообщений; =0,35…0,45 - для грузовых автомобилей общего назначения; =0,45…0,55 - для автомобилей повышенной проходимости; =0,18...0,4 - для автопоездов.

- максимальное значение крутящего момента двигателя по внешней скоростной характеристике двигателя, Нм.

2) Условие полного использования сцепной массы

 

, (2.9)

 

где j = 0,7...0,9 - коэффициент сцепления колес с полотном дороги, (принимается для сухого шоссе);

- сцепной вес автомобиля, вес от полной массы автомобиля, приходящийся на ведущие колеса.

Для полноприводных автомобилей ; для грузовых автомобилей с колесной формулой 4ґ2 ; для грузовых автомобилей с колесной формулой 6ґ4 ; для легковых автомобилей .

Если , то целесообразно увеличить сцепную массу. Если сцепную массу увеличить невозможно, то принимается передаточное число, вычисленное по второму условию. При этом автомобиль не сможет преодолевать заданное дорожное сопротивление.

Максимальное передаточное число трансмиссии равно:

 

, (2.10)

 

где - передаточное число первой передачи коробки передач;

- максимальное передаточное число дополнительной коробки передач.

Для коробок передач с демультипликатором можно принять по прототипу. Если дополнительная коробка передач отсутствует =1,0.

Передаточное число первой передачи рассчитывается из формул (2.10).

Если передаточные числа в коробке передач подбирать по закону геометрической прогрессии, то количество передач находят из выражения:

 

, (2.11)

 

где - знаменатель геометрической прогрессии, - для грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями с ограничителем частоты вращения; - для легковых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями, без ограничителя частоты вращения; - для автомобилей с дизельным двигателем.

В том случае, когда наивысшая передача прямая, передаточные числа промежуточных передач находятся из выражения:

 

, (2.12)

 

где - порядковый номер промежуточной передачи;

- число передач в коробке.

Если же прямая передача предпоследняя, то

 

, (2.13)

 

Передаточное число задней передачи обычно принимается близким к . При расчете числа зубьев зубчатых колес передаточные числа трансмиссии уточняются.