ДОПОЛНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ О ШТРИХАХ
Штрихи и динамические оттенки. Динамические оттенки позволяют один и тот же штрих исполнить в различных звуковых градациях - от фортиссимо до самого тихого звучания. Но при любом разнообразии нюансов сущность штриха не должна изменяться. Если сочинение или эпизод его написаны в характере, требующем применения определенного штриха, то встречающиеся динамические оттенки не должны этот штрих изменять. Можно наблюдать, как играя музыку в характере скерцо исполнитель на тихом звучании применяет стаккато, что соответствует характеру музыки, но встречая знак крещендо или форте, переходит на деташе. Деташе в быстром темпе играть, безусловно, легче, но этот штрих не будет выражать характера скерцо.
Следовательно, динамические оттенки разнообразят звучание штриха, как бы разукрашивают его, но они не должны изменять сам штрих.
Динамика ШТРИХОВ. Каждый штрих имеет свою природу динамического звучания. Деташе, маркато могут создавать звучание от мощного фортиссимо до пианиссимо. Легато и маркированное легато не дают такого динамического разнообразия.
Другую природу имеют штрихи нон легато и портато: для них свойственно среднее и тихое звучание.
Для стаккатных штрихов не характерно громкое звучание, т.к. сила звука не сочетается с легкостью и беглостью. Исключением могут быть отдельные острые звуки.
Динамические свойства штрихов не исключают звучания в разных нюансах.
Штрихи и темп исполнения. Градацию штрихов и их различия можно
анализировать в среднем и медленном движении. В быстром же темпе штрихи сливаются и их трудно различить, - за исключением легато, а из штрихов, исполняемых атакой языка - стаккато или деташе. Задача исполнителя - стремиться и в быстром движении показать, насколько возможно, различия в звучании отдельных штрихов. Правда, иногда это недостижимо при всем желании исполнителя; например, нельзя воспользоваться штрихом маркато в быстром темпе.
Ноmый текст и штрихи. Обращаясь к нотному тексту произведений различных эпох, следует помнить, что композиторы периода барокко еще не выставляли в нотной записи штриховые знаки. Классики - Гайдн, Моцарт, Бетховен - уже конкретизируют текст знаками, указывающими на характер исполнения. У композиторов-романтиков штриховые обозначения выставлены довольно тщательно, а современных композиторов, иногда текст, просто испещрён ими.
О динамике
воздействует на слушателя, нежели звук, лишенный динамического разнообразия, даже если он отличается тембровой красотой.
Динамически разнообразное звучание связано, главным образом, с дыханием духовика. От того, как исполнитель распоряжается ресурсами своего дыхания, зависит исполнение фраз любой длительности и выполнение любых звуковых оттенков. Естественно, духовик должен уметь извлекать звуки, разнообразные по динамическим краскам - от фортиссимо до пианиссимо - в пределах эстетически качественного звучания. Иными словами, он должен владеть культурой звука. А это бывает обусловлено не только профессиональными занятиями исполнителя, но и чертами его характера, общей культурой.
Рассмотрим объективные закономерности динамики звучания в верхнем и нижнем регистрах.
Верхний регистр сам по себе предрасполагает к громкому звучанию. Это закон акустики: чем выше звук, тем он пронзительнее. Поэтому на фоне звучания большого оркестра мы без труда можем услышать голос флейты-пикколо, играющей в 5-й октаве. Динамика нижнего регистра имеет противоположную акустическую особенность: ноты в нижнем регистре звучат мягче и глуше.
На основании этих акустических закономерностей можно вывести следующие правила:
1. Если в тексте рядом с нотами верхнего регистра (от <<ля» второй октавы и выше) выставлены нюансы ff или fff исполнитель должен исполнить их как f и ff, то есть на одну градацию меньше. Звучание будет достаточно громким, соответствующим выставленным нюансам, и при этом качественным, а исполнителю удастся сэкономить энергию.
2. Нюансы р, рр и ррр, выставленные в нижнем регистре, следует читать соответственно как mp, p и pp. Перебора не будет, грубого звучания тоже - но звук будет наполненным, интонационно устойчивым и выразительным.
3. Если в партитуре встречается октава у духовиков - особенно в низком регистре в нюансе рр, то для достижения лучшего баланса и строя нижний голос следует сыграть mр: это и будет для него означать рр. И никогда ни один дирижер не сделает исполнителю замечания за хороший баланс и строй!
4. Если такая же октава звучит в верхнем регистре в нюансе ff, то духовик , исполняющий верхний голос, не должен надрываться: ему достаточно сыграть свой голос на f ! Исполнитель же нижнего голоса может к ff прибавить больше активности - и будет достигнут нужный баланс.
Зная акустическую природу динамики своего инструмента, духовик будет учитывать это в своей практике, экономя свои усилия там, где и без излишнего напряжения все прозвучит хорошо.
Глава 6
ЭТЮДЫ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКИ
При знакомстве с новым студентом у нас обычно происходит такой диалог: - Бы знаете этюды Копраша ?
- Играл.
- Вы их изучали?
- Проигрывал.
- Можете сыграть из них что-нибудь наизусть?
- Нет.
На поверку же часто оказывается, что и по нотам студент не может правильно
сыграть этюд.
Ничто с такой очевидностью не выявляет профессиональную подготовку и метод обучения, как этюды. Как правило, те, кто не изучает этюды, а ограничивается их проигрыванием, слабо развиты и технически, и музыкально.
Для чего надо изучать этюды и периодически их повторять?
Этюды - связующее звено между упражнениями и музыкой, между работой над
техникой и работой над фразировкой как начальной стадией интерпретации.
Процесс формирования музыканта проходит через определенные стадии. Первоначальные технические приемы игры - атака, звуковедение, окончание и соединение звуков, выработка специфических мышечных ощущений происходят на материале простейших упражнений из школ или других подобных пособий, а также гаммах.
Дальнейшее развитие техники происходит на образцах более сложных не только в техническом, но и в музыкальном отношении. На этой стадии исполнитель, развивая технику, учится одновременно строить музыкальные фразы, придавая им смысловую окраску, учится рассчитывать ресурсы дыхания, динамики, проверять слухом качество интонирования, контролировать ритм, подбирать подходящий темп и т.д.
В педагогической литературе существует два типа этюдов; этюды-упражнения и этюды - музыкальные миниатюры.
Этюды-упражнения предназначены для чисто технических целей. Их музыкальное содержание подчинено технической стороне. Тем не менее, в процессе их изучения исполнитель должен выявить и выразить логику построения музыкальных фраз, добиться динамического разнообразия, качественного звука и ритмической точности.
Этюды-миниатюры, или этюды-каприсы, этюды-картины, этюды-эскизы, этюды-экспромты и т.д. Технические приемы здесь подчинены выявлению музыкального содержания. Работая над ними, исполнитель должен решать задачи интерпретации музыки: выявить жанровую основу музыки, определить темп, добиться ярких динамических контрастов, выразительного звучания. И все это, разумеется, предварительно овладев техническим приемом или приемами, изучению которых посвящен тот или иной этюд.
Таким образом, на материале этюдов происходит соединение технических навыков и музыкально-интерпретаторских задач. Исполнительская техника развивается одновременно с музыкальным мышлением исполнителя.
МЕТОД РАБОТЫ НАД ЭТЮДАМИ
При изучении этюдного материала наиболее эффективен метод постепенности и многократного повторения отдельных фрагментов. Поясню, что это означает.
Чтение нотного текста требует от исполнителя направленного внимания одновременно к грамматике, динамике, техническим и исполнительским приемам, строению музыкальных фраз и многому другому. Все это сразу охватить трудно. Только постепенно, с каждым повторением, уточняя текст и осваивая его детали, можно углубляться в музыку. Со временем этот метод вырабатывает способность читать ноты свободно, с первого прочтения улавливая почти все подробности текста.
Несколько советов по поводу работы над этюдами.
1. Для того, чтобы составить представление об этюде, надо просмотреть
текст глазами, определить характер музыки и ее жанровую основу. От этого будет зависеть выбор исполнительского приема - штриха. Жанр музыки, в свою очередь, поможет определить точнее темп.
Установив жанр, штрихи и темп, надо разобраться в форме этюда. Чаще всего это бывает простая трехчастная форма (А В А). Затем следует определить технические задачи, выделив фразы, требующие дополнительной работы.
Что касается трудных фраз, то они есть в каждом этюде. 2. Этюды лучше учить по частям, разделяя страницу на 2-3 эпизода, многократно повторяя каждый из них. Игра короткими эпизодами меньше утомляет губы, а материал при этом лучше усваивается. Целиком этюды можно играть для проверки качества проделанной работы, а также для контроля выносливости губ. Естественно, на утомленных губах играть этюды целиком нельзя.
3. Каждый исполнитель определяет сам, сколько времени играть этюды и когда ими заниматься. Иногда полезно поработать над фрагментами этюдов во время утреннего урока, играя их вместо упражнений-секвенций.
4. При регулярной работе на инструменте можно пробовать играть этюды (или отдельные эпизоды из них), которые несколько выше технических возможностей исполнителя на данный момент. Не надо бояться такой работы: в ней заложена перспектива роста мастерства.
5. При выборе этюда для конкретного занятия надо четко представлять себе его назначение: для чего он предназначен? Какой элемент техники развивает? Насколько он нужен в данный момент? Занятия не должны превращаться в игру без определенной цели.
., требующих применения разных исполнительских приемов. Такая музыка представляет широкий простор для фантазии исполнителя.
.