Основные разделы культурологии

Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Таким образом, культурология как наука носит междисциплинарный характер. Каждая из наук обогащает культурологию, дополняя специфическими знаниями. Но культурология не просто заимствует знания – она включает их в целостную систему знаний о культуре.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI вв. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей. В широком смысле культурология трактуется как комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре. Культурология представляет комплекс отраслей или разделов научного знания. Можно выделить несколько основных взаимосвязанных разделов: история мировой и отечественной культуры; история культурологических учений; социология культуры; культурная антропология; психология культуры; семиотика культуры; прикладная культурология.

На теоретическом уровне культурологию также можно разделить на 1) фундаментальную культурологию, «изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена»[52], разрабатывающую категориальный аппарат, методы исследования и т. п.; и 2) прикладную культурологию, «ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных форм социальной практики»[53]. Итак, перейдем непосредственно к обзору основных разделов культурологии.

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

В центре ее внимания – «реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса в разных регионах мира. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах, символах разных народов, исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. Это – передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических концепций. История культуры тесно связана со всеобщей историей, этнографией, с историей отдельных сфер – техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.

Построение истории мировой и отечественной культуры требует от исследователей решения ряда проблем: определения границы между историей общества и историей культуры; описания фактов истории культуры и осознания их смысла; изучения взаимовлияния культур и их национально-этнического своеобразия; установления соотношения между отраслевыми историями культуры и общим культурным контекстом, культурой и цивилизацией»[54]. Отдельного внимания заслуживает проблема классификации, периодизации и типологии культур, однолинейного (европоцентристского) и полилинейного развития (варианты О. Конта, Г.В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Д. Тойнби, П.А. Сорокина, М.С. Кагана).

В качестве подраздела культурологии можно выделить историю культурологических учений, которая важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории. Аналогом этого термина в исторических науках является историография.

История культурологических учений «изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Уже во многих трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необычайно точные и глубокие суждения о культуре. Начало осмысления истории культуры человечества связывают с именами уже упомянутых итальянского историка Дж. Вико и немецкого философа Иоганна Гердера, заложивших научные основы теоретического исследования культуры как целостного общественного явления. Впоследствии в разных странах, в первую очередь европейских, было создано множество интересных теорий культуры, культурологических учений, исследование которых может быть так же интересно, как и постижение самой истории культуры. Не всегда те или иные теории были достоверными – часто в них отражались субъективные взгляды и предпочтения авторов, стремящихся представить процесс развития культуры в иллюзорном виде. Нередко культурологические концепции наполнялись тревожными предчувствиями духовного кризиса, распада человеческих отношений, но в тоже время были и восторженные, утопические идеи. История культурологических учений продолжает развиваться»[55].

В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы, касающиеся анализа взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом.

Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредотачиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе.

Этот раздел культурологии «исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня – макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы – каждая из которых отличается своими культурными особенностями, стилем и образом жизни»[56] (микрогруппы, субкультуры). Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но в целом, субкультура не противостоит доминирующей культуре. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Специфичны гендерные субкультуры мужчин и женщин. Группы людей с отклоняющимся – девиантным – поведением также образуют свои субкультуры. Для современной социологии культуры особый интерес представляет изучение самого феномена субкультуры, исследование конкретных молодежных субкультур, играющих важную роль в процессе социализации и инкультурации. Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры. В то же время в историко-культурном смысле понятие контркультуры отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение её как «культуры отцов».

return false">ссылка скрыта

Социология культуры воссоздает мозаичность культурной жизни, выявляет динамику развития, основу консолидации или распада, растворения или кристаллизации в них новых ценностей. Важными направлениями социологии культуры являются исследования таких процессов, как динамика демократизации общества, влияние на состояние умов свободы слова, изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, глобализации, миграции, экологического и духовного кризиса.

Можно выделить 3 уровня знанияв социологии культуры (по Ю.Н. Солонину и М.С. Кагану). Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, распространенные ценности, стили жизни, модели поведения. Второй уровень сосредотачивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной деятельности. Третий уровень основан на социологической информации – опроса, интервью, социальной статистики[57].

Социология культуры связана с решением практических проблем, она призвана не только выдавать информацию, но и указывать пути преодоления противоречий, привлекать к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры. Сложной проблемой социологии культуры является разработка показателей, индикаторов культурного уровня, изменения духовных потребностей. При этом социологу культуры важно не только работать с непосредственно данными – но и строить из этого определенную теорию.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда, Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности в деятельности и ее результатах. «Культурная антропология выявляет узловые моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания, роль семьи, сверстников, поколения»[58].

В рамках объяснительного подхода в культурной антропологии главным направлением научного поиска становится изучение процессов социализации в условиях разных культур, влияние природной и культурной среды на духовный мир чел, особенности национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Исследователи психоаналитической школы (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, О. Ранк. К.Г. Юнг и др.) проявляли особый интерес к исследованию взаимодействия естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды, к выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности.

В новейшей культурной антропологии особый интерес представляют работы основателя трансперсональной психологии С. Грофа, который «сделал предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта»[59]. Теоретические разработки трансперсональной психологии (такие как глубокий анализ «систем конденсированного опыта»[60], исследования «базовых перинатальных матриц»[61], определяющих всю дальнейшую жизнь человека) важны для нас не только указанием на переориентацию научного знания в область таких состояний психики, которые ранее не входили в предмет рационального анализа, но и прикладным значением – служить продуктивным психотерапевтическим средством и быть психологическим методом развития личности.

Представители этнологической школы (М. Мид. Г. Рокхайм и др.) делали акцент на изучении мира детства, как ответственного периода в освоении культуры. М. Мид выделяет постфигуративную культуру (подрастающее поколение перенимает опыт у старших – это традиционная культура), конфигуративную (дети учатся еще и у сверстников – это культура настоящего), и префигуративную культуру(не только дети учатся у родителей, но и родители у детей – это культура будущего).

В рамках описательного подхода культурная антропология является наукой о развитии человеческой культуры в форме культур разных народов. Создатель этой школы культурной антропологии американский этнограф Ф. Боас считал ее разновидностью философской антропологии, как учения о природе человека. В этом смысле культурная антропология «ориентируется на учение о человеке как творце и носителе культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учета изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур»[62].

Антропология, как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас, «объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла ее биологические корни. Антропологический подход является одним из первых в изучении культуры. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, антропологическое направление в культуроведении (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор, Л.Г. Морган) пришло к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей планете. Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры»[63]. Культурантропологический подход обстоятельно разработан в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Стросса, А. Кребера, К. Клакхона и др.

Психология культуры – перспективное направление на стыке психологии и культурологии, «ставящее проблему единства человеческой психики и культуры»[64]. Задача психологии культуры состоит в объяснении различных сторон человеческой культуры (искусства, религии, языка, экономики, общества и т. д.) с психологической точки зрения.

Содержательно выделившись на рубеже XIX и XX вв. (К.Д. Кавелин, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский и др.), психология культуры прошла вековой путь развития, так и не обретя четкой дисциплинарной структуры. «Магистральное стратегическое направление ее развития можно определить как создание рекурсивной модели культуры в психике/психики в культуре»[65]. Однако, по замечанию Ю. М. Шилкова, работающего в рассматриваемой области, «утверждать, что психология культуры в качестве специализированной дисциплины уже приобрела “права гражданства” в сообществе научных знаний, было бы преждевременно»[66]. Так, современная психология культуры негомогенна, в ней наличествует параллелизм приращения научного знания, поскольку развиваются две психологии культуры – «психологическая» и «культурологическая». После укрепления методологической базы психолого-культурологического знания вопрос дисциплинарной экспансии, вероятнее всего, будет стоять не так остро. Тем не менее, попытаемся выделить основные аспекты психологии культуры.

В центре внимания психологии культуры как науки – психологические особенности феноменов культуры, психологические механизмы формирования и функционирования отдельных культурных феноменов и культуры в целом. В качестве предмета выступают как актуальные культурные феномены, так и динамические процессы, происходящие в культуре. Цель изучения заключается в формировании междисциплинарного исследовательского пространства, захватывающего области психологии, культурологии и других наук и дающего возможность описывать и изучать культурные феномены с использованием научного аппарата как психологии, так и культурологии. Культуролог Ф.Т. Михайлов пишет, что следует «выйти за пределы предмета психологии... чтобы искать и найти вне его пределов настоящий исток ее метафизических (всеобщих) проблем. То есть искать и найти его там, где навечно сохраняют себя предпосылки возникновения и постоянного воспроизводства человеческой субъективности как таковой. Где психика – лишь модус той порождающей силы, которая и по сей день очеловечивает человека с начала его бытия и непрерывно. То есть в постулате фундаментальной культурологии»[67]. В этом контексте можно говорить о совпадении дискурсов психологии и культурологии, поэтому чаще всего работает следующая модель: пересечение дисциплинарных интересов порождает особую область, в которой исследовательские языки разных наук сопрягаются относительно легко, не требуют обширных «переводческих комментариев»[68]. Другими словами, психология и культурология комплементарны по отношению друг к другу, но не по всему фронту, а на отдельных участках, связанных с рассматриваемым понятием. Несомненно, «общая земля» обогащает обе дисциплинарные сферы.

Психология культуры все активнее реализует установку на взаимосогласованность, переплетенность различных научных теорий и множественность методологических ориентиров (парадигмальную толерантность); выработку общенаучного языка, адекватного и для естественно-научного, и для гуманитарного знания; сверхрефлексивность, т. е. способность критического самоосмысления в меняющихся исследовательских контекстах; герменевтический стиль мышления.

Методологический аспект психологии культуры «затрагивает характер осмысления системности предметов взаимодействующих “материнских” наук – психологии и культурологии. Системный подход к анализу психики справедливо считать его методологической платформой, поскольку “системные исследования выражают форму познания психического, адекватную его природе”. Этот тезис был убедительно доказан в трудах корифеев психологической науки (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.) и детализирован в многочисленных профильных работах современных исследователей»[69].

Семиотика культуры.Говорить о семиотике культуры – значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в семиотике культуры понимается не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т. д., – рассматриваемый как носитель информации. В семиотике культуры культуру можно определить как «социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Семиотика (от греч. semeion – знак, признак, semeiotos – обозначенный) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, а также о языках естественных и искусственных языках как знаковых системах. Знаковыми системами, изучаемыми семиотикой, могут быть не только естественные и искусственные языки, но и системы предложений научных теорий, химическая символика, алгоритмические языки и языки программирования, информационные языки, системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире (от азбуки Морзе и системы знаков уличного движения до языка пчел или дельфинов).

В семиотике, «основа и основная ось понятия культуры – естественный язык. Кроме того, что язык снабжает «сырым» материалом многие вторичные моделирующие системы, естественный язык – единственное средство, с помощью которого все системы могут быть интерпретированы, закреплены в памяти и введены в сознание индивида и группы»[70]. Ввиду его особого значения, язык может быть назван первичной моделирующей системой, в то время как остальные системы могут быть названы вторичными. Связь между первичной и вторичными системами может быть определена онтологически (ребенок овладевает языком до овладения другими культурными системами). Вторичные системы строятся по образцу естественного языка или, по крайней мере, могут быть представлены как возникшие таким же образом.

Культурные системы и язык называются моделирующими системами; это означает, что они суть средства, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя. Они позволяют человеку производить, упорядочивать информацию, обмениваться ею и хранить ее. Понятие моделирования, следовательно, включает как обработку, так и передачу информации. При этом информацией называется не только знание, но и духовные ценности и верования.

Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

Прикладной уровень культурологического познания формировался в XX в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. В прикладной культурологии формируются такие направления исследований, как «управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительская и досуговая работа, музееведение, библиотечное, архивное дело, разработка культурной политики»[71]. Методы и формы прикладной культурологии «способствуют преодолению негативных тенденций в современном обществе, снижению тревожности и напряжения, связанных с природными и техногенными катастрофами, применяются в профилактике наркомании и алкоголизма, преступности, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов»[72].

Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры. Социально ориентированная культурная политика, утверждения культуры во всех сферах жизнедеятельности, подготовка специалистов социально-культурной сферы, создание благоприятной культурной среды, нравственно-эстетическое воспитание и формирование умений и навыков культурной деятельности у подрастающих поколений опираются на философию, социологию, психологию, педагогику, теоретическую культурологию, другие направления гуманитарного знания, но ведущей дисциплиной, обеспечивающей научное осмысление этих процессов, выступает прикладная культурология. Это направление науки и социальной практики приняло на себя разработку методологии, методики и организации социально-культурной деятельности, раскрытие механизма изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, обоснование технологии вовлечения человека в процесс освоения и воссоздания ценностей культуры, в социально-культурное творчество.

Целевая установка прикладной культурологии — вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляет социально-культурная деятельность, а методика осуществления поставленной цели строится на принципах социальной педагогики, на технологии педагогики сотворчества.

Как наука о культурных процессах, закономерностях их протекания и механизмах регулирования, прикладная культурология обращена к практической, повседневной культуре, обеспечивая устойчивую регуляцию социально-культурного бытия в сфере труда, познания, общения, семейных отношений, социального, технического, художественного творчества, досуга, иных областей жизнедеятельности. Она призвана придать нравственно-эстетический смысл изучаемым на разных этапах обучения наукам, а в условиях профессиональной деятельности — раскрыть ее социально-культурные аспекты. Она может и должна способствовать выявлению приоритетов национально-культурного развития, стимулировать решение многих других задач совершенствования социально-культурной практики.

В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

Контрольные вопросы

1. Чем гуманитарные науки отличаются от естественных наук?

2. В чем состоит необходимость культурологии как специфической науки о культуре?

3. Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?

4. Назовите объект и предмет культурологии

5. В чем заключается междисциплинарный характер культурологии?

6. Определите основные разделы культурологии.

7. Чем занимается история культуры?

8. Опишите предметное поле социологии культуры.

9. Выявите цели и содержание культурной антропологии.

10. Чем занимается психология культуры и семиотика культуры?

11. Зачем нужна прикладная культурология?

Литература

Антология исследований культуры. В 2 т. Т. 1. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 728 с.

Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – 416 с.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кохановский. – М. : Вече-2000 ; АСТ, 2003. – 512 с.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах. – М., 2007. – 352 с.

Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М. : Академический Проект, 2002. – 496 с.

Культурология : Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М. : Юрайт–Издат, 2005. – 566 с.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология ХХ в. Антология. – М., 1995.

Руднев В. Словарь культуры XX века / В. Руднев. – М. : Аграф, 1997. – 384 с.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт. – М. : РОССПЭН, 2004. – 960 с.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М. : Академический Проект, 2000. – 459 с.