Особенности организации кружковой работы по изо искусству.

Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являют­ся как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьез­но интересуется изобразительным искусством и эти занятия являют­ся для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вто­рых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные во­просы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хоте­ли бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматри­вающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, при­обретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на заня­тиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при ор­ганизации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачис­лять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.

Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тка­ней, бордюров.

Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живо­пись), которую следует увязывать с композиционной работой в обла­сти как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хоро­шей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирова­ния. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, мето­дику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, раз­бил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмо­треть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдель­ным темам.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соот­ветствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообра­зуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допу­ская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной шко­ле. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети рабо­тали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с мето­дикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснения­ми, а больше показывать на практике, как работать кистью, как раз­водить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии уча­щихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем что­бы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектова­нии групп не следует разбивать детей по их художественной подготов­ке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспи­тательную работу, в особенности в период организации и первых за­нятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, жи­вущий общими интересами, с едиными творческими устремления­ми.