Цикл функций управления

Существует шесть последовательных фаз деятельности менеджера, из которых состоит цикл функций управления.

Фаза I. Разъяснение целей и указание их значимости
Фаза II. Планирование, решение проблем
Фаза III. Создание необходимых условий
Фаза IV. Обратная связь
Фаза V. Контроль
Фаза VI. Поощрение

Обратите внимание на последовательность этих функций. Сна­чала менеджер определяет цель (фаза I); в противном случае он бездействует и «топчется на месте», так как не знает, в какую сто­рону ему двигаться. Людям необходимо знание основных целей. Если их нет, то мотивация подчиненных будет низкой. Когда есть цель, руководитель может составить план по ее достижению (фаза II). Теперь необходимо воплотить этот план в жизнь, а для этого менеджер должен проинструктировать подчиненных, что и как они должны делать и как можно помочь группе в осуществле­нии этого плана путем обеспечения необходимыми материальны­ми ресурсами, условиями для работы, обучением, временем, инст­рументами и т. п. (фаза III). В процессе выполнения задания менеджер должен следить за тем, как идет работа, постоянно сооб­щать группе, на каком этапе выполнения работы она находится и насколько успешно продвигается работа (фаза IVобратная связь, вознаграждение). Если же не наблюдается никакого прогресса, то руководителю стоит внести изменения в рабочий процесс с помо­щью усиленного контроля (фаза V), вплоть до изменения планов, ресурсов и даже целей. И наконец, когда работа выполнена, менед­жер должен поощрить и вознаградить подчиненных (фаза VI).
Каждая из шести фаз включает в себя задачи, которые необхо­димо выполнить, чтобы осуществить ту или иную функцию (воз­можность выполнения этих задач измеряется при помощи представ­ленных ниже шкал опросника). Успешность выполнения задачи обусловлена способностями, знаниями, навыками менеджера. Ниже представлено содержание шкал опросника, основанное на приведенной выше схеме.