В) психологические особенности наблюдений и методика организации их с детьми среднего дошкольного возраста (5 лет)
1. Дети осознают цель наблюдения, сформулированную педагогом как познавательную и выполняют ее.
2. В процессе наблюдения они обращают внимание на жизненные проявления объектов, подмечают разницу в характере движений
Например, наблюдая рыбок: «А почему маленькие так быстро плавают»; наблюдая попугайчиков: «У синенького-то какие маленькие глазки»
3. Дети более подробно характеризуют части внешнего строения наблюдаемого предмета по величине, форме, цвету.
Например: «У дружной семейки зеленые листья, гладкие, большие. Есть немного и маленькие»
4. В соответствии с целью наблюдения дети выделяют главное, характерное как для каждого отдельного предмета, так и для группы предметов
5. Наблюдения в этом возрасте более устойчиво, они придерживаются того плана, который им предлагает педагог, хотя иногда и отступают от него под влиянием таких причин, как новизна предмета.
6. Наблюдения носят ярко выраженный осмысленный характер. Дети не только стремятся понять то, что они наблюдают, но у них появляется стремление самостоятельно объяснить причину тех или иных действий, причину изменений, происходящих с объектом.
Например: «Маленькая рыбка быстро плавает, потому что она легонькая».
7. Дети критически относятся к высказываниям других детей, которые они слышат в процессе наблюдения. У них более обширный запас слов. Умение более связно рассказывать о виденном позволяет детям более осмысленно высказывать свои суждения по поводу наблюдаемого.
Например: у клетки с попугайчиками:
«Клювают!» - «Клюют, а не клювают»;
«А этот жирный» - «Нет, он просто надулся»
8. Знания, полученные в процессе наблюдения дети используют в новой обстановке, в новых условиях при наблюдении аналогичных предметов природы.
9. Знания более точные, могут рассказать по просьбе.
Например: «Наши рыбки плавают в аквариуме. У них есть голова впереди, глазки, рот, хвостик, плавники. Они кушают корм, червяков. Мы им воду меняем в аквариуме.
10. Могут самостоятельно наблюдать, обращая при этом внимание не только на сам предмет, но и на условия его существования
Например: «Почему нет земли и ракушек»
«А вы поливаете этот цветок»
11. Проявляется самостоятельность в использовании приема сравнения. Сравнение идет сначала по линии отличительных признаков, затем сходства.
Например, «Листья у примулы, как у свеклы».
12. Наблюдения у детей эмоционально окрашены, но во время специально организованного наблюдения дети сдержанно выражают свои чувства. Это объясняется особенностями возраста. Они уже умеют до некоторой степени управлять своими чувствами. В иной обстановке, когда дети не ограничены рамками специального занятия, эмоциональные отношения к объекту у них проявляются ярче.