Лексические явления.
Лексическое явление | Пример | Значение (то, что мы пишем о лексических явлениях вообще) |
1.ОМОНИМЫ- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. | Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе. | Придают языку живость, выразитель-ность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок. |
2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. | Синонимы образуют синонимический ряд, например, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить. | Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств. |
3. АНТОНИМЫ- это слова одной и той же части речи противоположные по значению. | Рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный. | Делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста. |
4. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, употребляемые в одной местности. | Кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. | Вызывают более яркие представления о месте, где развиваются события; с целью речевой характеристики персонажа. |
5. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства и которые не стали общеупотребит. | Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя. | Используются как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики сферы деятельности ч-ка. |
6. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. | Выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон. | Жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита. |
7. ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА- слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. | Кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно). | Служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего. |
8. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. | Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. | Придают речи яркость и выразительность. |
9. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также пословицы и поговорки. | Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито. | Как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры. |
10. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. | Газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка). | В книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей. |
11. МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. | Сыплет черёмуха снегом (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу). | Повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность. |
12. ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. | ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни. | На гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки. |
13. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. | Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. | Повышает эмоциональную выразительность текста. |
14. ЛИТОТА - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. | Одновременное употребление литоты и гиперболы подчёркивает создаваемый образ. Служит средством создания сатирического и юмористического эффекта. |
15. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. | На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн. | Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека. |
16. ГРАДАЦИЯ - основа градации - синонимы. Это расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. | Что-то неуловимо восточное было в его лице, на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. | Предельно точно и выразительно передаётся мысль автора. |
C 2.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.