Влияние ситуации, мотивации и других факторов на оценку времени

Показано, что вид выполняемой в течение оцениваемого интервала времени деятельности является существенным фактором, влияющим на качество оценки (Г.С.Шляхтин, 1986). При прочих равных условиях, чем выше уровень активности, тем короче оцениваемая длительность (R.S.Dewolfe, C.P.Duncan, 1959). Временной интервал, в течение которого выполняется задача, требующая более высокого уровня активности, в большинстве случаев оценивается как более короткий.

При выполнении какого-либо движения в пределах заданного интервала времени, его оценка зависит от структуры двиг акта и скорости его выполнения. При выполнении быстрыхдвижений их субъективная длительность увеличивается при сосредоточении внимания на структуре движения и уко­рачивается, при выделении в качестве основной задачи быстроты выполнения движения (Н.А.Рокотова, 1964).

Установлено, что чем выше уровень мотивации, тем короче кажется время выполнения задания. Сильная мотивация в сочетании ожидаемым успехом приводит к значительной недооценке длительности, и, наоборот, сильная мотивация при ожидании неудачи вызывает переоценку времени (R.D.Meade, 1960).

Тишина в сравнении с шумом вызывает переоценку длительности (D.E.Broadbent, 1978). При этом, интенсивность шума прямо влияет на восприятие временных интервалов: отмеривание секундного интервала увеличивается (Е.Д.Хомская, 1972), а оценка 4-секундного интервала монотонно уменьшается с ростом интенсивности шума (М.М.Митина, 1977). При возрастании времени действия шума ошибка оценки воспринимаемой длительности увеличивается (V.M.Rai, 1975).

Под влиянием некоторых лекарственных средств возникает впечатление ускоренного или замедленного времени. Мескалин, тироксин, кофеин, амфетамин вызывают переоценку вримени, а хинин и закись азота оказывают обратное действие. Однако сходные эффекты могут быть следствием функционирования совершенно различных механизмов.