Занятие 10. Коммунизм

 

Призрак бродит по миру – призрак коммунизма. Все силы капитала объединились для священной травли этого призрака.

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм уже сила признанная всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

 

Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность.

Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние.

Установление коммунизма имеет экономический характер.

Для практических материалистов, т.е. для коммунистов, всё дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его[1].

 

ПРИНЦИПЫ КОММУНИЗМА

1-й вопрос: Что такое коммунизм?

Ответ: Коммунизм – учение об условиях освобождения пролетариата.

 

2-й вопрос: Что такое пролетариат?

Ответ: Пролетариат – класс, который добывает средства к жизни исключительно продажей своего труда, а не живет за счет прибыли с капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат есть трудящийся класс.

 

3-й вопрос: Как возник пролетариат?

Ответ: Пролетариат возник в результате промышленной революции, вызванной изобретением паровой машины и индустриализацией производства.

Эти машины стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, они изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили прежних рабочих, т.к. машины изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли сделать рабочие с помощью своих несовершенных прялок и ткацких станков.

Машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим (инструменты, ткацкие станки и т.д.), так что капиталисты вскоре все захватили в свои руки, а у рабочих не осталось ничего – так была введена фабричная система.

Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими – рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть ее. Это разделение труда позволило изготовлять продукты быстрее, а потому и дешевле.

Но оно свело деятельность рабочего к одному, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приему, который значительно лучше, мог выполняться машиной. Так все отрасли промышленности подпали под власть пара, машин и фабричной системы – они целиком перешли в руки крупных капиталистов, и рабочие лишились последних остатков своей самостоятельности.

Вследствие этого среднее сословие, мелкие ремесленные мастера, разорилось, прежнее положение работника совершенно поменялось, и создалось два новых класса, которые постепенно поглотили все прочие:

I. Класс крупных капиталистов, который во всех странах является единственным владельцем всех жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т.п.), необходимых для их производства – класс буржуа, или буржуазия.

II. Класс совершенно неимущих, которые вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для существования средства, – класс пролетариев, пролетариат.

 

4-й вопрос: При каких условиях совершается продажа труда пролетариев?

Ответ: Труд – такой же товар, как и всякий другой, и его цена определяется теми же законами, что и цена всякого другого товара.

При господстве крупной промышленности и свободной конкуренции – цена товара, в среднем, равняется издержкам его производства – цена труда состоит из количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. Больше, чем нужно для этой цели, рабочий не получит – цена труда, или заработная плата, составляет минимум, необходимый для поддержания жизни.

Но так как в делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий будет получать то больше, то меньше, совершенно так же, как фабрикант получает то больше, то меньше за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие времена, все-таки получает за свой товар не больше и не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем получит не больше и не меньше этого минимума.

Этот экономический закон заработной платы будет осуществляться тем строже, чем больше крупная промышленность будет овладевать всеми отраслями труда.

 

5-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?

Ответ: Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно.

Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже поэтому, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный пролетарий является собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено.

Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания.

Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества.

У раба может быть более сносное существование, чем у пролетария, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб.

Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает только одно – отношение рабства, и благодаря этому становится пролетарием.

Пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще.

 

6-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?

Ответ: Крепостной владеет орудиями производства, клочком земли, и за это он отдает часть своего дохода и выполняет ряд работ. Пролетарий работает орудиями, принадлежащими другому, и производит работу в пользу другого, получая взамен заработную плату.

Крепостной отдает, пролетарию дают.

Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено.

Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции.

Крепостной освобождает себя тем, что убегает в город и становится ремесленником, или свободным арендатором; либо тем, что прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность и все классовые различия.

 

7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?

Ответ: Мануфактурный рабочий XVI-XVIII веков владел орудиями производства: своим ткацким станком, прялкой и маленьким участком земли, который он возделывал в свободные от работы часы. У пролетария ничего этого нет.

Мануфактурный рабочий живет в деревне и находится в более или менее патриархальных отношениях со своим помещиком или работодателем. Пролетария с работодателем связывают чисто денежные отношения.

Крупная промышленность вырывает мануфактурного рабочего из его патриархальных условий – он теряет последнее имущество, каким еще обладал, и превращается в пролетария.

 

8-й вопрос: В каком отношении стоят коммунисты к пролетариям?

Ответ: Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям.

У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом.

Они не выставляют никаких сектантских принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение.

Коммунисты отличаются от остальных партий тем, что в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата, и на различных ступенях борьбы пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом.

Коммунисты на практике являются самой решительной, самой передовой частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них преимущество, перед остальной массой пролетариата в понимании условий хода и общих результатов пролетарского движения.

Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий – формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти.

Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения.

Уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем-то присущим исключительно коммунизму. Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене, постоянным историческим изменениям. Например, французская революция отменила феодальную собственность, заменив ее собственностью буржуазной.

Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности[2].

Современная буржуазная частная собственность есть последнее выражение производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Нас, коммунистов, упрекали в том, что мы хотим уничтожить собственность, лично приобретенную, добытую своим трудом, собственность, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности.

Заработанная, благоприобретенная, добытая своим трудом собственность! Говорите ли вы о мелкобуржуазной, мелкокрестьянской собственности, которая предшествовала собственности буржуазной? Нам нечего ее уничтожать, развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день.

Или, быть может, вы говорите о современной буржуазной частной собственности?

Но разве наемный труд, труд пролетария, создает ему собственность? Никоим образом. Он создает капитал, т.е. собственность, эксплуатирующую наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать[3].

Быть капиталистом – значит занимать в производстве не личное, а общественное положение.

Капитал – это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью всех членов общества. Капитал – не личная, а общественная сила.

Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную – изменится лишь общественный характер собственности – она потеряет свой классовый характер.

Перейдем к наемному труду.

Средняя цена наемного труда – это минимум заработной платы – то, что наемный рабочий присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни.

Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом. Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса.

В буржуазном обществе живой труд – лишь средство увеличивать капитал.

В коммунистическом обществе накопленный труд – это средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.

Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность порабощать чужой труд.

Выдвигали возражение, будто с уничтожением частной собственности прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность.

В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лени – здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится.

 

9-й вопрос: Каковы ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на буржуа и пролетариев?

Ответ: промышленная революция чрезвычайно умножила богатство и могущество буржуазии и сделала ее первым классом в стране.

Буржуазия получила в свои руки политическую власть. Буржуазия уничтожила могущество аристократии, дворянства. Она сокрушила могущество цехового бюргерства, упразднив все цехи и все привилегии ремесленников. На их место она поставила свободную конкуренцию – такое состояние общества, при котором каждый имеет право заниматься любой отраслью промышленной деятельности, причем ничто не может ему в этом помешать, кроме отсутствия нужного для этого капитала.

Введение свободной конкуренции равносильно открытому заявлению, что отныне члены общества не равны между собой лишь постольку, поскольку не равны их капиталы – капитал становится решающей силой, а капиталисты, буржуа, становятся первым классом в обществе.

Чем богаче становилась буржуазия, тем многочисленнее становились пролетарии. Так как работу пролетариям может предоставить только капитал, а капитал увеличивается только тогда, когда применяет труд, то рост пролетариата происходит в точном соответствии с ростом капитала.

В то же время промышленная революция собирает буржуа и пролетариев в большие города, где всего выгоднее развивать промышленность, и этим скоплением огромных масс в одном месте внушает пролетариям сознание их силы.

По мере того как развивается промышленная революция, крупная промышленность снижает заработную плату до минимума, вследствие чего положение пролетариата становится все более невыносимым.

Вследствие роста недовольства пролетариата, и роста его мощи, промышленная революция подготавливает социальную революцию, которую произведет пролетариат.

 

10-й вопрос: Каковы дальнейшие последствия промышленной революции?

Ответ: Крупная промышленность создала средства, позволяющие в короткое время и с небольшими затратами до бесконечности увеличивать промышленное производство. Благодаря этому свободная конкуренция приняла чрезвычайно острый характер – масса капиталистов бросилась в промышленность, и очень скоро было произведено больше, чем могло быть потреблено. В результате произведенные товары невозможно было продать и наступил так называемый торговый кризис.

Фабрики должны были остановиться, фабриканты обанкротились и рабочие лишились хлеба.

Повсюду наступила ужасная нищета. Со временем избыточные продукты были проданы, фабрики снова начали работать, заработная плата поднялась, и постепенно дела пошли лучше, чем когда-либо.

Но, ненадолго, ибо вскоре снова было произведено слишком много товаров, наступил новый кризис.

Таким образом, с начала 19 столетия в промышленности беспрестанно происходили колебания между периодами процветания и периодами кризиса, и почти регулярно через каждые пять-семь лет наступал кризис, причем каждый раз он вызывал величайшие бедствия среди рабочих, всеобщее революционное возбуждение и величайшую опасность для всего существующего строя.

 

11-й вопрос: Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?

Ответ: Во-первых, крупная промышленность переросла свободную конкуренцию. Капиталистическая крупная промышленность не может существовать, не приводя к повторяющемуся каждые семь лет всеобщему кризису, а это ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих буржуа.

Следовательно, необходимо либо отказаться от крупной промышленности, – а это абсолютно невозможно, – либо признать, что она делает безусловно необходимым создание совершенно новой организации общества, при которой руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а всем обществом по твердому плану и соответственно потребностям всех членов общества.

Во-вторых, крупная промышленность дает возможность бесконечного расширения производства, что позволяет создать общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. То, что в современном обществе порождает всю нищету и все торговые кризисы – станет тем, что уничтожит нищету.

Таким образом, вполне убедительно доказано:

1) что в настоящее время все бедствия объясняются только общественным строем, который уже не соответствует условиям времени;

2) что уже имеются средства для окончательного устранения этих бедствий путем создания нового общественного строя.

 

12-й вопрос: Каков будет ход пролетарской революции?

Ответ: Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии[4].

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства – т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Превращение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конечно, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность.

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах, самые необходимые меры:

a. экспроприация земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и судовладельцев. Концентрация всего транспорта и производства в руках нации.

b. конфискация имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа.

c. одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения частной собственности. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.

d. централизация кредитной системы и торговли в руках государства. Закрытие всех частных банков.

e. увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану, соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растет число рабочих, которыми располагает нация.

f. воспитание всех детей в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с трудом.

g. соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению противоположности между городом и деревней путем более равномерного распределения населения по всей стране.

Когда в ходе развития исчезнут классовые противоположности и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер.

Когда весь капитал, все производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадет сама собой, деньги станут излишними, производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние формы отношений старого общества.

 

13-й вопрос: Каков будет этот новый общественный строй?

Ответ: Общество заберет из рук частных, конкурирующих друг с другом, капиталистов пользование всеми производительными силами, обмен и распределение продуктов.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Все производство будет управляться всем обществом, будет вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества, исходя из ресурсов и потребностей общества в целом, – тем самым будут устранены все пагубные последствия капитализма.

Кризисы прекратятся, производство, которое сейчас вызывает перепроизводство и является причиной нищеты, окажется далеко не достаточным и должно будет принять гораздо более широкие размеры.

Избыток производства вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения. Он явится условием и стимулом для дальнейшего прогресса, не приводя, как раньше, к кризисам.

Крупная промышленность, освобожденная от оков частной собственности, разовьется в размерах, по сравнению с которыми ее нынешнее состояние будет казаться ничтожным и даст обществу достаточное количество продуктов, чтобы удовлетворять потребности всех.

Точно так же земледелие, для которого гнет частной собственности затруднял внедрение уже существующих достижений науки, предоставит в распоряжение общества достаточное количество продуктов.

Общество будет производить достаточно продуктов для того, чтобы организовать распределение, удовлетворяющее потребности всех, – станет излишним деление общества на враждебные классы.

Противоположность между городом и деревней тоже исчезнет. Одни и те же люди будут заниматься земледелием и промышленным трудом, вместо того чтобы предоставлять это делать двум различным классам.

Общее производство будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их. Общественное ведение производства не может осуществляться теми людьми, какие есть сейчас, – людьми, подчиненными одной отрасли производства, прикованными к ней. Уже нынешняя промышленность не в состоянии применять таких людей.

Промышленность, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно.

Воспитание даст молодым людям возможность быстро осваивать на практике всю систему производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей.

Воспитание освободит их от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому человеку.

Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность всем всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.

Вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы.

 

14-й вопрос: Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?

Ответ: Можно только пожелать, и коммунисты, конечно, не стали бы против этого возражать.

Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но вредны. Они очень хорошо знают, что революцию нельзя сделать предумышленно – революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависят от воли и руководства отдельных партий и целых классов.

Но они видят, что развитие пролетариата во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию.

Все это толкнет угнетенный пролетариат на революцию, и мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже чем сейчас словом.

 

15-й вопрос: Возможно ли уничтожить частную собственность сразу?

Ответ: Преобразование нынешнего общества и уничтожение частной собственности возможно только тогда, когда будет создано необходимое для этого количество средств производства.

 

16-й вопрос: Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?

Ответ: Отношения полов станут исключительно частным делом, в которое обществу нет нужды вмешиваться.

Устранение частной собственности и общественное воспитание детей уничтожит обе основы современного брака – зависимость жены от мужа и детей от родителей[5].

Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуатацию детей их родителями? Мы сознаемся в этом преступлении.

Вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общественным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отношения.

А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, вмешательством общества, школы и т.д.?

Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание – они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса[6].

Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем больше разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем больше дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты.

 

Далее, коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество, национальность.

Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет.

Пролетариат должен прежде завоевать политическое господство, подняться до положения ведущего класса нации, конституироваться как нация.

Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни.

Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение.

Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой.

 

Обвинения против коммунизма, выдвигаемые с религиозных, философских и вообще идеологических точек зрения, не заслуживают подробного рассмотрения[7].

Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, – одним словом, их сознание?

 

Коммунистическая революция – самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности – неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого.

 

17-й вопрос: Чем отличаются коммунисты от социалистов?

Ответ: Так называемые социалисты делятся на три категории.

Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества. Из бедствий современного общества они делают вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество. Свои подлинные намерения они обнаруживают, когда пролетариат становится революционным и коммунистическим – они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.

Коммунисты всегда будут решительно бороться с этими реакционными социалистами, несмотря на их мнимое сочувствие пролетариату. Ибо эти социалисты:

1) стремятся к чему-то совершенно невозможному;

2) пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных феодальных монархов, чиновников, солдат и попов;

Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно порождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия.

Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие – грандиозные планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество.

Против этих буржуазных социалистов коммунисты тоже должны и будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идет на пользу врагов коммунистов, они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.

Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части социалистических мероприятий, но не в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качество мероприятий, достаточных для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества.

Эти демократические социалисты являются либо пролетариями, которые еще недостаточно уяснили себе условия освобождения своего класса, либо представителями мелкой буржуазии, т.е. класса, который вплоть до завоевания демократии и осуществления вытекающих из нее социалистических мероприятий во многих отношениях имеет те же интересы, что и пролетарии.

Поэтому коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с демократическими социалистами, если только эти социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии и не станут нападать на коммунистов.

Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами.

•••••

Когда беседуешь с людьми о социализме или коммунизме, то нередко обнаруживаешь, что твои собеседники признают коммунизм прекрасной вещью; «но, – говорят они, – невозможно когда-либо осуществить что-нибудь подобное».

Это возражение повто­ряется так часто, что необходимо ответить на него описанием некоторых фактов, еще очень мало известных в Германии и полностью опровер­гающих подобное возражение.

Коммунизм, общественная жизнь на основе общности имущества, не только возможен, но уже фактически осуществляется во многих общинах в Америке и в одной местности в Англии с полным успехом.

Впрочем, если ближе рассмотреть это возражение, то ока­жется, что оно распадается на два других.

Во-первых, говорят, что не найдется рабочих, которые согласились бы выполнять унизительные и неприятные физические работы.

Во-вторых, при наличии равного права на общую собственность, об­щинники станут спорить из-за нее и община распадется.

На первое возражение ответить нетрудно: эти работы, раз они носят общественный характер, перестают быть унизительными; кроме того, от них можно будет избавиться с помощью машин[8].

Что касается второго возражения, то заметим, что за последние 10-15 лет все коммунистические колонии так сильно разбогатели, что имеют все, чего можно желать и в большем количестве, чем могут потребить, следовательно, у них нет никакого повода для спора.


[1] Наше учение – не догма, а руководство для действия.

[2] Для всякого, кто понимает немецкий язык, это означает, что общественная собственность простирается на землю и другие средства производства, а индивидуальная собственность – на остальные продукты, т.е. на предметы потребления.

Весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит в качестве средств производства – она, остается общественной. Другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза – поэтому она должна быть распределена между ними.

[3] И уничтожение этих отношений буржуазия называет упразднением личности и свободы!

Она права. Действительно, речь идет об упразднении буржуазной личности, буржуазной свободы.

Под свободой, в рамках нынешних буржуазных производственных отношений, понимают свободу торговли, свободу купли и продажи.

Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых – она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Следовательно, вы упрекаете нас, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества. Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность. Да, мы действительно хотим это сделать.

С того момента, когда нельзя будет более превращать труд в капитал, в деньги, в земельную ренту, короче – в общественную силу, которую можно монополизировать, т. е. с того момента, когда личная собственность не сможет более превращаться в буржуазную собственность, – с этого момента, заявляете вы, личность уничтожена.

Вы сознаетесь, что личностью вы не признаете никого, кроме буржуазного собственника. Такая личность действительно должна быть уничтожена.

[4] Демократия была бы совершенно бесполезна для пролетариата, если ею не воспользоваться немедленно, как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата.

Политическая власть – это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса.

[5] Вы, коммунисты, хотите ввести общность жен, – кричит нам хором вся буржуазия. Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов.

Вот ответ на вопли «высоконравственных» мещан по поводу коммунистической общности жен.

Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отречься от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.

Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда.

Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга.

Буржуазный брак является в действительности общностью жен. И само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жен, т.е. официальная и неофициальная проституция – проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит ее.

[6] Также как уничтожение классовой собственности представляется буржуа уничтожением производства, так и уничтожение классового образования для него равносильно уничтожению образования вообще. Образование, гибель которого он оплакивает, является для громадного большинства превращением в придаток машины

[7] Известное изречение гласит, что если бы геометрические аксиомы задевали интере­сы людей – их бы опровергали. Неудивительно, что марксизм, который служит просвещению и организации пролетариата, указывает задачи этого класса и доказывает неизбежную – в силу экономического развития – замену современного строя новым – должен бороться за каждый свой шаг.

[8] Так, например, в Нью-Йорке, в одной большой гостинице обувь чистится силой пара, а в коммунистической колонии «Гармония» в Англии отхожие места, удобно устроенные на английский манер (water-closets), не только очищаются сами, но и снабжены трубами, отводящими нечистоты прямо в большую выгреб­ную яму.