Тема 1. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика заболеваний нервной системы у детей.
Тема практического занятия: Методика клинического неврологического обследования детей. Семиотика основных заболеваний нервной системы у детей (гидроцефалия, менингит, энцефалит, детский церебральный паралич и др.). Особенности спинномозговой жидкости у детей и семиотика ее изменений при патологии ( при гнойных и серозных менингитах, гидроцефалии и др.).Уход за детьми с патологией нервной системы.
Место: учебная комната в педиатрическом неврологическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов:В последние годы отмечается роста неврологической патологии у детей.Нервная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененные результаты исследования и поставленный клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в неврологическом обследовании ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения нервной системы. Эти действия особенно важные для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1. 2. 3. 4. | Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология | Развитие нервной системы человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика нервных реакций Гистологические особенности строения нервной системы. Основные принципы регулирования нервной системы |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих. | |
2. | Входной контроль и его анализ. | |
3. | Демонстрация методики неврологического клинического обследования. Оценка лабораторных данных по результатам спинномозговой пункции. | |
4. | Самостоятельная работа с больными. Оформление протоколов обследования больного с оценкой состояния нервной системы. Обоснования патологических синдромов поражения нервной системы убольных детей. | |
5. | Совместный обход преподавателя со студентами. Разбор больных. Подпись протоколов. | |
6. | Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задача для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
• Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей разного возраста и их клиническое значение.
• Методика клинического неврологического обследования ребенка:
а) опрашивание;
б) общая оценка поведения ребенка
• способность реагировать на окружение
• реакция ребенка на осмотр
• состояние сознания, настроение
• внимание, память
• речь ребенка, ее расстройства
• двигательные навыки, соответствующие возрасту
в) осмотр
• положение в кровати
• координация движений и ходьбы
• осмотр головы, лица, туловища, конечностей
• наличие дрожания, вынужденные положения конечностей
г) пробы на координацию движений
д) выявление патологических рефлексов
е) исследование функций черепных нервов, поверхностных и сухожильных рефлексов
3) Семиотика поражения центральной и периферической нервной системы у детей при
• серозном и гнойном менингите
• энцефалите
• гидроцефалии
• ДЦП
4) Правила проведения люмбальной пункции у детей разного возраста, знание нормальных показателей ликвора и их изменения при патологии.
5) Особенности ухода за больными детьми с поражением нервной системы.
Методика проведения практического занятия:
• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
• Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.
• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического неврологического обследования ребенка. Оцениваются лабораторные данные по результатам спинномозговой пункции.
• Преподаватель распределяет детей для самостоятельной работы, дает задачу.
5) Студенты оформляют протокол обследования больного с оценкой состояния нервной системы и обоснования патологического синдрома поражения нервной системы.
6) Преподаватель со студентами осуществляет обход детей.Разбор больных .Подпись протоколов.
7) Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следуещему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. Масса головного мозга у новорожденного относительно к массе тела составляет:
А. 2,5%
В. 5%
С. 10%
D. 15%
Е. 20%
2. Окончание миелинизации головного мозга происходит:
А. в 1-2 года
В. в 2-3 года
С. в 3-5 лет
D. в 1 месяц
Е. в 6 месяцев
3. Особенностью спинно-мозговой жидкости у новорожденного есть:
А. Повышенный уровень белка, незначительный лимфоцитарный цитоз
В. негативная реакция Панде, наличие небольшого количества эритроцитов
С. ксантохромия, отсутствие белка
D. снижение количества белка, повышение количества сахара
Е. положительная реакция Панде, нейтрофильный цитоз
4. Спинной мозг у новорожденного заканчивается на уровне:
А. L 1-2
В. L 2-3
С. L 3-4
D. Т 11-12
Е. Т 12-L 1
5. Разновидностями гиперкинезов являются
А. атетоз
В. тремор
С. тик
D. миоклонии
Е. все перечисленное
6. Укажите, в каком возрасте ( в годах) начинает контурироваться шейное и поясничное утолщения спинного мозга?
А. 1-2
В. 3-4
С. 5-6
D. 8-10
Е. 12-15
7. Укажите причины склонности детей раннего возраста к токсичным формам инфекционных заболеваний?
А. большие размеры боковых желудочков
В. усиленное кровоснабжение мозга
С. затруднение оттока крови из мозга
D. большая проницаемость гематоенцефалического барьера
Е. все перечисленное
8. Какой из перечисленных симптомов не является патологическим для детей раннего возраста?
А. симптом Кернинга
В. симптом Брудзинського верхний
С. симптом Брудзинського средний
D. симптом Брудзинського нижний
Е. симптом Лесажа
9. Во время исследования дермографизма в ребенка возникает белый широкий дермографизм. Это свидетельствует об:
А. симпатикотонии
В. ваготонии
С. нормотонии
D. дистониюи
Е. ейтонии
10. Положивши ребенка на спину, врач старается выпрямить ее ногу, которая была согнута в бедренном и коленном суставах под прямым углом. Такое разгибание вызывает боль и не удается. Это свидетельствует, что у ребенка положительный симптом:
А. Кернинга
В. Брудзинського верхний
С. Брудзинського средний
D. Брудзинського нижний
Е. Ласега
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
С | C | A | B | E | B | E | A | A | A |
Ситуационные задачи.
Задача 1
В инфекционное отделение детской больницы поступил ребенок 5-ты лет с жалобами на сильную головную боль, частую рвоту без предшествующей тошноты, горячку, боль глазных яблок, положение ребенка вынужденное, на боку с заброшенной назад головой и притянутыми к животу ногами. О каком синдроме нужно подумать?
Задача 2
Мать ребенка 6-ты месяцев жалуется на то, что ребенок неспокойный, метеозависима, часто беспричинно кричит, забросает головку. Из анамнеза известно, что ход беременности происходил на фоне токсикоза, угрозы выкидыша. Роды в срок, со стимуляцией. Оценка за шкалой Апгар 6/7 баллов. При осмотре имеет место задержка психомоторного развития, объем головы увеличен на 2 см. Данные ехоенцефалографии выявляют признаки внутренней гидроцефалии. О каком синдроме речь идет язык?
Задача 3
При осмотре новорожденного ребенка врач обратил внимание на отсутствие движений в левой верхней конечности. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы резко снижены. О каком синдроме можно думать в данном случае?
Эталоны ответов:
Задача 1
Менингиальний синдром
Задача 2
Гипертензийно – гидроцефалический синдром
Задача 3
Синдром периферического паралича
Технические средства и материальное обеспеченние занятия:
• Таблицы: “ Возрастные особенности психомоторного развития ребенка”
• Схемы: “Центральная и вегетативная нервная система ребенка”
• Таблицы „Возрастные особенности состава ликвора у детей”
• Лабораторные данные (анализы) спинномозговой жидкости.
• Набор тестовых задач исходного контроля