Новые тенденции в формировании городской среды в Москве: пешеходные пространства, набережные и площади
Следуя советам бюро Gehl Arhitectures московское правительство стало последовательно реализовывать рекомендации Яна Гейла (создать индивидуальных образ общественных пространств; на Тверской организовать бульвар, связав его пешеходными дорожками с Красной и Манежной площадями; наполнить площади новыми функциями; создать набережные в виде парков и бульваров, притом обязательно связать их велосипедными дорожками с центром города и проч). По воспоминаниям О. Шапиро: «зимой 2013 года Сергей Капков предложил созвать Совет по развитию общественных пространств, на котором чиновники и эксперты могли бы обсуждать благоустройство городской среды, а архитекторы и общественность — представлять свежие идеи. Предложение одобрил Собянин, и уже 14 февраля 2013 года в «Гараже» прошло первое заседание. Если в 2012 году московская администрация бросила все силы на парки, то в новом сделала ставку на пешеходные зоны: к концу лета должны были измениться Никольская улица, Большая Дмитровка и переулки у Третьяковской галереи[14]». Началось создание новых пешеходных пространств. За 2013 год было создано около 30 км улиц для пешеходов. 22.08.2014 г. после двухмесячной реконструкции открылась Пятницкая улица с широкими тротуарами, передовой навигацией и велодорожкой. К 2014 г. бюро Kleinewelt Architekten братьев Переслегиных и Георгия Трофимова разработало проекты реконструкции 10 улиц в центре Москвы (Большую Якиманку, Новокузнецкую, Новодевичью набережную и еще семь будущих пешеходных зон)[15].
С темой «пешеходных пространств» тесно связана идея велосипедизации Москвы: в мае 2013-го Департамент транспорта запускает службу городского проката велосипедов совместно с Банком Москвы, вложившим в проект 90 миллионов рублей, за первый месяц приобретено более 20 тысяч абонементов, велодорожек в Москве становится все больше[16].
Знаковым, программным проектом, закрепившим основные принципы новой московской урбанистики стала реконструкция Крымской набережной, органично продолжившая пространство Парка Горького. Проект переформатирования скучной автодороги в необыкновенную пешеходную зону московское правительство так же заказало бюро Wowhaus. «Большую часть года четырёхполосная Крымская набережная пустовала, а зимой на ней устраивали снегоотвалы. Ликин и Шапиро захотели переделать всё в линейный парк с насыпными холмами, фонтанами, кафе, велодорожками и выставкой художников. В результате город мог получить сплошную пешеходную набережную от «Красного Октября» до Воробьёвых гор»[17]. Набережная открылась 7 сентября 2013 года. Вместо стихийного вернисажа появились волнообразные павильоны для художников, у ЦДХ заработал «сухой» фонтан, появились велодорожки, небольшие павильоны с кафе, прокатом и туалетами, а также современное озеленение, за которое отвечала ландшафтный архитектор Анна Андреева. Общая стоимость реконструкции набережной составила два миллиарда рублей[18]. По мнению архитекторов Д. Ликина и О. Шапиро: «кроме парков, Крымская набережная — единственное место в Москве, где городская среда сделана комплексно».[19]
Наиболее очевидным примером общественного пространства является Красная площадь, являющаяся главным ОП не только для столицы, но и для всей страны. Начиная с Перестройки имидж главного сакрального пространства России уверенно дрейфует в сторону энвайромента и демократизации. Красная площадь становится территорией перманентных народных гуляний, перформансов, концертов и проч. Временные сцены летом и в межсезонье, огромный каток зимой, разноцветные павильоны, мавзолей, убранный под забавный пузырь, – все это в считаны годы превратило сакральное место отягченное сложными героико-имперскими коннотациями («на Красной площади всего круглей земля») в зону непрерывного карнавала. Все чаще и громче идут разговоры о необходимости переноса захоронений, если это произойдет, главное общественное пространство страны окончательно переформатируется в формат фиесты, в территорию беспрерывного праздника. Сегодня Красная площадь усиленно генерирует жанр «широкой масленицы», снова и нова воспроизводя ориентированный на туристов (иностранных) вариант русского радушия (в оформлении площади активно используется символика и фирменный стиль сочинской олимпиады, в свою очередь построенный на обыгрывании экспортного русского стиля: гжель, хохлома и проч.).
Продолжая тему переформатирования площадей, следует упомянуть проект реконструкции Триумфальной площади[20], где победил проект немецкого бюро Strauma, на счету которого парки, площади и общественные пространства Мюнхена, Гамбурга, Дюссельдорфа и других немецких городов — в также территория вокруг элитного жилого комплекса «Королевские сады» в Сочи, мастер-план стадиона «Динамо» в Москве и новый футбольный стадион в Киеве[21].
Еще более крупным проектом в сфере новых общественных пространств связан с реконструкцей ВДНХ, где с середины июня откроется летняя площадка «Порт на ВДНХ» с 4 бассейнами, шезлонгами, джакузи, волейбольными площадками, полем для минифутбола, детской зоной и зоной настольного тенниса, площадкой для ворк-аута, сценой и световым танцполом. Здесь же можно будет потанцевать линди-хоп, послушать живой джаз, порисовать на пленэре, а также поесть или выпить кофе в кафе. Новый комплекс общей площадью больше 1,5 тысячи гектара с дубовой рощей в центре откроют на бывшем пустыре между павильонами № 8 и № 9. «Около 20 лет эта территория была одной из самых необжитых зон выставки. Современная площадка, модернисткая тентовая архитектура, которая напоминает паруса больших кораблей, призвана полностью изменить облик этого места и превратить его в современный центр активного отдыха под открытым небом».[22]
Преобразившиеся парки, пешеходные улицы в центре Москвы, творческие кластеры в бывших фабричных корпусах стали приметами новой официальной культурной политики, пришедшей на смену патриархальному «лужковскому барокко» и тесно связанной с новым московским мэром. Этот период либеральные СМИ называют «собянинской оттепелью». В марте 2015 г. свой пост оставил глава департамента культуры г. Москвы Сергей Капков, с именем которого связывались произошедшие в городе преобразования. В цитировавшийся выше статье, посвященной отставке С. Капкова, В. Данилов жестко подводит итоги: «имя Капкова связано с увлечением как просвещенной публики, так и начальства урбанистикой. Однако у московской урбанистики есть по меньшей мере два источника и две составные части. Первая – это урбанистика публичных пространств, которую и курировал ушедший. Ее источником служил "новый урбанизм" от Джейкобс и далее, а интеллектуально обслуживал институт "Стрелка". Вторая – это урбанистика транзитных систем и городского роста. Уход Капкова - это поражение одной из этих урбанистик – урбанистики непроизводительного сообщества, бездельников в хорошем смысле слова, хипстеров и фланеров…Они какое-то время дополняли друг друга, эти урбанистики, в пропаганде изменений города, двусмысленным символом которых стал велосипед и его евангелист кудрявый фотограф Варламов. Но теперь – в перспективах, каждому – своей, деурбанизации Москвы, эти урбанистики расходятся, кажется, навсегда. Борьба с машинами ради трафика и пастеризация культуры ради отдыха структурно имели много общего, но утопия сверхскоростной Москвы победила утопию Москвы сверхмедленной. В коробке передач обывателя, чья повседневность сопротивляется давлению любых утопий, выпала одна скорость»[23]. Подводя итог «Хипстеровскому десятилетию», главное издание движения – журнал «Афиша» выпустил блок материалов, суммирующих основные вехи эпохи, под кратким резюме: после «окончательного выстраивание мира «как в Европе» – с вай-фаем и велосипедными дорожками, за победой ценностей хипстеров в Москве последовало крушение – война на Украине и падение рубля, проступила уйма нерешенных фундаментальных проблем».[24] Тем не менее, в Москве продолжается реализация знаковых проектов, так 12.06.2015 г. в восстановленном Ремом Колхасом павильоне «Времена года» открылся обновленный музей современного искусства «Гараж». В новом здании на площади в 5500 квадратных метров расположатся выставочные пространства, медиатека, кафе, книжный магазин, лекционный зал и офис «Гаража». Одновременно с музеем открылся «парк Искусств», где «Гараж» будет проводить лекции на свежем воздухе.