Комплекс подражательных упражнений для дошкольников

1.«Аист ходит по болоту»: ходьба с высоким подниманием попеременно то правой, то левой ноги, согнутой в колене (рис. 214а).

2.«Лягушонок»: приседания с разведением коленей в стороны (рис. 2146).

3.«Самолет»: наклоны туловища вправо и влево с разведением рук в сто­роны (рис. 214в).

4.«Гребля»: из положения сидя на стульчике вытягивание рук вперед, за­тем сгибание и прижимание их к туловищу (рис. 214г).

5.«Бабочка»: плавные движения рук, имитирующие взмахи крыльев ба­бочки (рис. 214д).

6.«Лодочка качается на волнах»: из положения сидя на стульчике накло­ны туловища вправо и влево с разведением рук (рис. 214е).

7. «Снимите шляпу»: поднимание и опускание обруча над головой (рис.214ж).

8. «Достань из воды»: из положения сидя на стульчике наклоны вправо и влево с целью достать лежащий на полу предмет (рис. 214з).

9.«Длинные и короткие ноги»: в положении сидя на полу сгибание и вы­прямление ног (рис. 214и).

10.«Мишка»: в положении стоя на коленях поднять вверх руки, походить на четвереньках, остановиться, поднять одну руку вверх и повернуть голову и
туловище в ту же сторону (рис. 214к).

11.«Попади в цель»: бросание мяча в фиксированный обруч (рис. 214л).

12.«Дровосек»: сцепить руки в замок и опускать их вниз, проводя между ног (рис. 214м).

13.«Рыбка»: лежа на животе вытянуть руки в стороны и назад и слегка приподнять верхнюю часть туловища (рис. 214н).

14.«Большие деревья качаются»: поднять руки вверх и потянуться, накло­ниться влево; вправо (рис. 214о).

15.«Бревно на дороге»: перепрыгивание через предмет, лежащий на полу (рис. 214п).

16.«Перейтичерез ручеек»: ходьба по дощечке (рис. 214р).

 

«Йога» для дошкольников.

Конечно, это не настоящая йога; это всего лишь комплекс статических уп­ражнений (поз), навеянных системой йогой и адаптированных для детей.

В отличие от «настоящей» йоги эти упражнения не обязательно выпол­нять вес за один раз, а заниматься можно в любое время суток.

«Мертвая» поза». Лечь на спину, вытянуться, ноги слегка раздвинуть, ру­ки положить вдоль тела, ладони открыты вверх. Спина прямая. Мысленно расслабить каждую мышцу от кончиков пальцев ног до затылка. Подбородок опущен, но рот закрыт.

Это упражнение рекомендуется выполнять с 3—4 лет (можно раньше). Лежать необходимо на твердой поверхности, только тогда положение по­звоночника будет правильным. В этой позе позвоночник находится в состоя­нии полного покоя, его кровоснабжение оптимально, улучшается питание головного и спинного мозга и всех систем организма. Снимается напряже­ние, накапливается энергия. Оставаться в этой позе можно в среднем 2 — 5 минут.

«Поза плода». Сесть, поджав под себя ноги, подошвы наружу, стопы и колени вместе. Накло­ниться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вы­тянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Мыслен­но расслабиться (рис. 215).

Эту позу можно делать с 3—4 лет. В результате сдавливания органов брюшной полости и ниж­них конечностей происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует также повышению защитных сил организма. Улучшению зрения, нормализации психических реакций. Находиться в этой позе можно в течение 2 минут.

Простое потягивание.Стойка свободная, ноги слегка раздвинуты, ру­ки опущены, спина прямая, глаза смотрят вперед. Переплести пальцы, под­нять руки над головой, вывернуть кисти ладонями вверх, сильно потянуться и задержаться на несколько секунд.

Это упражнение рекомендуется детям с 4 —5 лет, оно выполняется в лю­бое время дня в течение 3—5 минут.

«Поза льва».Сесть удобно, выпрямив спину; сидеть, либо поджав ноги под себя, либо на скрещенных ногах, либо на стуле. Резким движением силь­но высунуть язык вперед и вниз, расширить глаза, напрягая все мышцы вокруг глаз, и сильно вытянуть пальцы вперед (рис. 216). Выдержать позу в течение 5 секунд и медленно выйти из этого положения. Повторить 3 раза.

Эта поза рекомендуется с 3 лет (можно и раньше). Уп­ражнение улучшает кровоснабжение носоглотки. Это хо­рошая профилактика тонзиллитов, ОРЗ, ангины и т. п.

Вытягивание рук и ног.Поднять правую ногу назад и ухватить ее правой рукой. Вытянуть левую руку вверх и слегка назад; выгнуть корпус (рис. 217). Повторить упраж­нение 2 раза, зачем переменить положение, взяв левой ру­кой левую ногу и подняв правую руку.

Можно ежедневно в течение 3—5 минут выполнять детям с 5-6 лет. Особенно хорошо де­лать это упражнение на свежем возду­хе. Эти позы развивают ловкость, коор­динацию движений, чувство равнове­сия.

«Дерево». Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять пра­вую ногу, сгибая ее в колене и скользя стопой полевой ноге; при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается в бед­ро левой. Вытянуть прямые руки в сто­роны (рис. 218). Медленно поднять ру­ки так, чтобы ладони соприкоснулись на темени. Задержаться в этом положе­нии на 10 секунд. Сменить положение ног и повторить упражнение 2 раза.

Эту позу рекомендуется делать с 5—6 лет. Она способствует повышению концентрации, внимания, а также развитию вестибулярного аппарата. При се выполнении снимается нервное возбуждение.

«Кобра».Лечь лицом вниз, подбородок на по­лу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упе­реться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу (рис. 219). Задержаться в этом поло­жении на 10 секунд, затем, медленно выдыхая, воз­вратиться в исходное положение. Отдохнуть и по­вторить упражнение 2 раза. Эту позу можно выпол­нять в любом возрасте. Она способствует правиль­ному формированию грудного отдела позвоноч­ника, органов дыхания и носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание; снимает нервное возбуж­дение.

«Натянутый лук».Лечь на пол на живот, руки вдоль туловища. Медленно выдыхая, захватить пра­вой рукой правую голень. Левой рукой захватить и удерживать левую голень и сделать полный выдох.

Прогнуть спину и приподнять бедра (рис. 220). Медленно выдыхая, считать до десяти. Медленно опуститься на пол. Повторить еще 2 раза. Выполнение этого упражнения требует некоторой тренировки. Ребенок сможет выпол­нять эту позу с 4—5 лет, в результате чего у него улучшится гибкость позво­ночника, нормализуется работа органов грудной и брюшной полости, атак­же носоглотки, улучшится зрение,

«Плуг».Лечь на спину, вытянуться, руки по сто­ронам. Сделать вдох. Опираясь на прямые руки, поднять прямые ноги и завести их за голову; делать выдох по мере сокращения брюшных мышц. По­стараться коснуться носками пола за головой (рис. 221), Дышать глубоко и медленно. Оставаться в этой позе, пока не возникнет ощущения диском­ форта, затем согнуть ноги, выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в исходное положение, с опорой на руки. Эта поза рекомендуется детям" с 5—6 лет для улучшения кровоснабжения головного мозга, улучшения памяти, внимания, зрения, дыхания. -

«Поза кузнечика». Лечь на коврик на живот, вытянуться, руки положить вдоль туловища, кисти сжать в кулаки у бедер. Крепко упираясь кулаками, поднять выпрямленную правую ногу и удерем живать ее в таком положении. Медленно опустить правую ногу и поднять левую. Сильно упираясь кулаками в пол, поднять обе ноги, удерживая их прямыми (рис. 222). Медленно опустить ноги, задержав движение на несколько секунд, когда ноги почти коснутся пола. Полностью расслабиться.

Выполнение этой позы, нормализующей работу органов брюшной полости и таза и улучшающей их кровоснабжение, рекомендуется с 4—5 лет.

Стойка на плечах. Лечь на спину, вытянуться, руки вдоль туловища ладонями вниз. Используя руки, как рычаги, медленно поднять ноги вверх, заведя их за голову. Упереть руки в спину; Основной упор — на плечи, подборо­док упирается в грудь. Согнуть ноги и опустить прямые руки на пол. Плавно опустить торс, выпрямить ноги и медленно опустить их на пол.

Ребенок сможет выполнять эту позу с 5—6 лет; поза гармонизирует развитие и координацию всех функций организма, стабилизирует, вестибуляр­ный аппарат, нормализует все системы организма.