СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................... 3
Роль гимнастики в коррекшюнно-логопедической работе............................................... 5
Методические указания к проведению гимнастики......................................................... 9
УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ................................................. 14
Упражнения для мыши плечевого пояса................................................................ 14
Упражнения для мышц шеи................................................................................. 14
Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц...................................................... 15
Гимнастика мимико-артикуляторных мыши........................................................... 16
Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти.......................................... 17
Гимнастика мышц зева и глотки ......................................................................... 18
Упражнения для активизации мыши мягкого нёба.................................................... 19
Упражнения для языка................................................................................ 20
Гимнастика губ и шек......................................................................................... 29
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков с, с', з, з', ц........................................................................................ 31
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков ш, ж, ч, щ........................................................................................ 36
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков л, л'................................................................................................... 40
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков р, р'.................................................................................................. 43
Гимнастика языка при ринолалии.......................................................................... 46
Пршожение. Использование игровых приемов для развития артикуляционной
моторики................................................................................ 53
Литература 62