СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................... 3

Роль гимнастики в коррекшюнно-логопедической работе............................................... 5

Методические указания к проведению гимнастики......................................................... 9

УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ................................................. 14

Упражнения для мыши плечевого пояса................................................................ 14

Упражнения для мышц шеи................................................................................. 14

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц...................................................... 15

Гимнастика мимико-артикуляторных мыши........................................................... 16

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти.......................................... 17

Гимнастика мышц зева и глотки ......................................................................... 18

Упражнения для активизации мыши мягкого нёба.................................................... 19

Упражнения для языка................................................................................ 20

Гимнастика губ и шек......................................................................................... 29

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла­
дов звуков с, с', з, з', ц........................................................................................ 31

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла­
дов звуков ш, ж, ч, щ........................................................................................ 36

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла­
дов звуков л, л'................................................................................................... 40

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла­
дов звуков р, р'.................................................................................................. 43

Гимнастика языка при ринолалии.......................................................................... 46

Пршожение. Использование игровых приемов для развития артикуляционной
моторики................................................................................ 53

Литература 62