ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
Функции как основа управления развитием явления. Основные понятия, темы, их взаимосвязь. Функции социально-культурного сервиса (СКС) с позиций личности и общества.
Управление развитием социально-культурного сервиса опирается на представление о сущности и функциях этой сферы. Развитие понимается здесь не просто как изменения (динамика). Это развертывание сущности: от незрелой, неявной – в сторону зрелости, полноте проявления в реальных фактах. Это движение в сторону все большего соответствия реального явления объективным возможностям и функциям. Грамотное управление развитием социально-культурного сервиса – это создание условий для наиболее полного проявления сущности и функций явления. Знание функций социально-культурного сервиса обеспечивает соответствие управленческих решений сущности этого феномена.
Социально-культурный сервис (в широком смысле слова) - создание, предоставление и потребление социально-культурных услуг (услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма – ГОСТ РФ Р50646-94).
Социально-культурные услуги – это услуги по удовлетворению духовных, нравственных, эстетических, интеллектуальных потребностей, а также услуги, способствующие физическому развитию и поддержанию нормальной жизнедеятельности человека.
Социально-культурный сервис в широком смысле может быть понят как вид специализированной помощи населению в культурной, образовательной, физкультурно-спортивной, оздоровительной и туристской деятельности. Если же социокультурные услуги реализуются конкретными социальными институтами на основе платежеспособного спроса - мы имеем дело с социально-культурным сервисом в узком смысле.
В этом случае понятие социально-культурного сервиса связывается с предоставлением этими социальными институтами комплексных и качественных услуг, удовлетворяющих потребности отдельных личностей или социальных групп, которые свободно выбирают культурные ценности, доступные им в силу экономических возможностей. Иначе говоря, социально-культурный сервис в узком смысле - часть культуры, которая через соответствующие институты производит свободно реализуемые на рынке услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают социокультурные услуги.
Существенно, что в этом случае социально-культурная услуга выступает как своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий потребности людей и существующий не в качестве вещи, а в качестве собственной деятельности исполнителя услуги. При этом само предоставление социально-культурной услуги предполагает обязательно непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя.
Такое представление о сущности социально-культурного сервиса позволяет выявить его функции.
Функция понимается здесь как способность выполнения определенной роли, предназначение явления. Функции социально-культурного сервиса – это присущие ему роли, способность удовлетворять общественные и личные потребности, возможность решать определенные задачи.
Функции социально-культурного сервиса могут рассматриваться с двух позиций:
1) с точки зрения личности, которая использует социально-культурные услуги;
2) с точки зрения общества, для которого социально-культурный сервис – часть культуры и экономики.
Для человека социально-культурный сервис имеет следующие характерные особенности:
возможность в свободное время, в рамках досуга потреблять социокультурные услуги, тем самым приобщаясь к культуре;
добровольность, свобода выбора социокультурной деятельности, соответствующей потребностям человека;
преобладание культурной ориентации деятельности, что предопределяет подчиненное значение экономического аспекта.
Социально-культурный сервис в личностном плане - предоставление возможностей и дополнительных условий для духовного роста, развития способностей и самореализации человека в пространстве культуры. Тем самым определяются такие характеристики социально-культурного сервиса как демократизм, социальная целесообразность, культурная эффективность.
С точки зрения общества и культуры социально-культурный сервис выполняет следующие функции:
1) гармонизация жизни людей возможностями культуры на основе платежеспособного спроса;
2) обогащение культуры за счет расширения состава потребителей социокультурных услуг и реализуемого фонда культурных ценностей;
3) привлечение дополнительных материальных средств, используемых в целях экономического обеспечения культуры;
4)производство пакетов услуг для удовлетворения социально-культурных потребностей;
5) продвижение социально-культурных услуг потребителям;
6) расширение возможностей рыночной экономки за счет индустрии социально-культурных услуг.
Вывод: социально-культурный сервис - необходим обществу, культуре, человеку как неотъемлемый элемент культурных отношений современного общества.