В числе действующих актов в рамках СЕ гуманитарного характера

- Европейская социальная хартия ( 1961 г. ) ; пересмотренная и открытая для подписания с мая 1996 г.

- Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств (1995 г. ).

- Европейская конвенция о гражданстве ( 1997 г. ).

11 апреля 1997 г. от имени ООН по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО) и Совет Европы - подписали Конвенцию «о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе».

В особую группу актов следует выделить акты обеспечивающие охрану прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов.

Женевская конвенция о защите жертв войны 1949 г. ( их 4, в том числе и конвенция о защите гражданского населения во время войны )

Дополнительные протоколы к этим конвенциям 1977 г. ( №1 - касающиеся жертв международных вооруженных конфликтов ; №2 - защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера ).

Региональным актом можно назвать – «Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов СНГ» 24.09.1993 г.

Акты гуманитарного права прямо взаимодействуют с актами внутригосударственного права.

Конституция РФ 1993 г. закрепила в ст.17 ч 1 что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (т.е. международные стандарты) в соответствии с настоящей Конституцией т. е. ссылка на главу 2 "права и свободы человека и гражданина".

Например, приняты законы : о гражданстве ; о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, об образовании, об охране здоровья, о беженцах, о вынужденных переселенцах, гражданский и трудовой кодекс, уголовный кодекс – носит правоохранительную направленность, законы о референдуме, об основных гарантиях избирательных прав и т. д.

Члены Совета Европы ( Россия входит ) приняли Единые пенитенциарные стандарты т. е. правила обращения с заключенными ( УПК РФ, УИК от 8.01.1997 г. ; исполнения наказания передано из МВД РФ в МИНЮСТ РФ ).

В России работают: Уполномоченный по правам человека в РФ ( на основе Федерального конституционного закона 1997 г.).

- Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

- Управление Президента РФ по вопросам гражданства ( комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ члены ее работают на общественных началах ).

- Управление президента РФ по работе с обращением граждан и др структуры

Граждане РФ имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека ( Страсбург- Франция ). (на основе федерального закона от 14.12.1995 г. "о праве обжалования в суде действия и решения, нарушающие права и свободы граждан". Статья 45 Конституции РФ предоставляет право защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом. Действует институт необходимой обороны.

В Конституции ст. 19 выделяет три аспекта : равенство всех перед законом и судом ; равенство прав и свобод человека и гражданина ; равноправие мужчины и женщины.

Статья 63 Конституции РФ зафиксировала "РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам" ( Положение о порядке предоставления РФ политического убежища от 21.07.1997 г. СЗ РФ №30 1997 г.).

Выше приведенные примеры не весь перечень взаимодействия законодательства РФ с международным гуманитарным правом.

В системе международного гуманитарного права существуют международные стандарты прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека как предшественница Международным пактам о правах человека, исходя из всемирного опыта устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности . Стандарт - это нормативный минимум, допускающий уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме превышения либо конкретизации. Статья 19 Устава Международной организации труда "допускает благоприятные условия законом, обычаем, соглашением, судебное решение, чем те которые предусмотрены конвенцией".

Венская декларация Всемирной конференции по правам человека 1993 г. "все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относится к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием".

Итоговый документ Венской встречи СБСЕ ( 1989 г. ) закрепил, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми подлежащими способами, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что международно - правовые стандарты обязательны для принципиальной согласованности с внутригосударственными стандартами и с точки зрения гуманитарного права отвергается деление прав и свобод по степени их значимости на ( личные, естественные , а затем социально – экономические).

Однако следует заметить отступление конституционных положений РФ от ст. 11 пакта об экономических, социальных и культурных правах "право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни" ( очевидно даже с учетом нынешнего положения необходимо предусмотреть такую норму в законодательстве РФ ).

Весьма своеобразное отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и к праву предпринимательской деятельности ( которые зафиксированы в ст. 34,35 Конституции РФ ). Оно не идеализирует такое право. Пакт об экономических, социальных и культурных правах ; открывающий перечень правом на труд, вообще умалчивает об этих правах, а Всеобщая декларация прав человека ограничивалось правом "владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими".

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ( не в основном тексте ) в протоколе №1 фиксируется право каждого физического или юридического лица "беспрепятственно пользоваться своим имуществом" оговаривая возможность лишения имущества только в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права" ( в РФ это ст.35 ч 3 Конституции РФ –т е изьятие в силу государственной необходимости с предварительной выплатой стоимости имущества).

Признание права собственности и предпринимательства на международном уровне связано с Парижской хартией для новой Европы, принятой в рамках СБСЕ ( ноябрь 1990 г. ) Государства - участники подтвердили, что каждый человек имеет право "владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством".

Принятие государством мер в целях закрепления обеспечения и защиты прав и свобод человека, квалифицируется как - международное обязательство государств.

Пакты и конвенции резюмируют право государства устанавливать определенные ограничения и запреты, в силу того, что каждый человек имеет обязанности перед обществом : ст. 55 ч.1 Конституции РФ допускает такие ограничения исключительно федеральным законам. Например, "Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении" ( запрет проведения массовых мероприятий, ограничения передвижения транспорта, граждан и т. д. ).

Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лишение жизни во исполнение смертного приговора вынесенного судом за совершение преступления, где законом предусмотрено такое наказание,

А в протоколе №6 к конвенции относительно отмены смертной казни от 28.04.1983 г. в ст. 1 сказано : "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен". Россия протокол подписала (16.04.1997 г.) но он не прошел ратификацию, и следовательно, не вступил в силу для РФ.

Однако согласно ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров в период после подписания до вступления договора в силу, государство обязано воздерживаться от действия, которые лишили бы его объекта и цели.