Атмосфера общения, речевая ценность урока.

Какими бы умениями общения ни обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнерства, если ученики не будут обучены элементарным правилам общения на уроке. Необходимо показывать приемы общения и учить владению ими. Ощущение речевого партнёрства зависит от разных факторов, прежде всего — от организации собеседников. Незаменимой формой организации учащихся для создания речевого партнерства является работа в парах. Технология парной работы требует учета многих моментов. Во-первых, не всякая пара — собеседники. Пусть ученики сами выберут себе собеседников. Во-вторых, нужно создать ситуацию общения, дать правильную установку. В-третьих, для парной работы в зависимости от ее вида и цели нужно иметь различный раздаточный материал с опорами для первого и второго собеседников. Во время парной работы учитель ходит по классу, тактично вмешивается в беседу, помогая ученикам. Парная форма работы уместна на уроках формирования лексических и грамматических навыков, при работе над текстом, при обучении диалогической речи. В естественных коммуникативных ситуациях человек чаще сталкивается с полилогической формой общения, чем с диалогической: мы общаемся с членами своей семьи, с одноклассниками, с друзьями на тренировках, соревнованиях, в клубах по интересам и т.д. Поэтому обучение групповому взаимодействию на уроке иностранного языка должно стать не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Организация группового общения начинается с формирования речевых групп. Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы – три - пять человек, временно объединенных учителем в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру. В зависимости от характера задания состав речевой группы может меняться. Чтобы более рационально подбирать состав группы для решения речевых задач, учитель должен иметь представление об интересах учащихся, уровне их коммуникабельности, эмоциональности, социальном статусе.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, учитель может сообщить о цели задания после организации речевых групп. Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп. Тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества. Учитель наблюдает за работой, корректирует ее, участвует в беседах.

Одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся является ролевая игра. Ролевая игра представляет собой упражнения для овладения умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. Ролевая игра моделирует межличностное групповое общение, поэтому она находит живой отклик у старшеклассников.