Административно-правовые средства обеспечения исполнения таможенных правил.
Раскрывая систему таможенных органов, было сказано, что эти органы являются правоохранительными и обеспечивают экономическую, личную, общественную и государственную безопасность и порядок.
Таможенные органы России являются:- органами дознания (ст.222 ТК РФ); - ведут специальную таможенную статистику (ст.212-215 ТК РФ); - осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности1»; - рассматривают дела о нарушении таможенных правил (ст.224-226 ТК); - обеспечивают производство по делу о нарушении таможенных правил (ст.330,331 ТК); - имеют право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.423-427 ТК); - осуществляют производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение (глава 40 ТК ст.289-315); - обеспечивают порядок производства конкретных процессуальных действий.
Статья 358 ТК РФ наделяет правомочиями таможенные органы России :-рассматривать дела о нарушении таможенных правил, а статья 359 – правомочия должностных лиц. Таким образом, Таможенный кодекс наделил таможенные органы юридическими полномочиями (юрисдикцией) и особым административно-правовым статусом их должностных лиц.
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» предусматривает административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов России, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел предусмотрено в гл. 16 (ст.16.1-16.22-всего 21).
Все сказанное выше дает основание твердо заявить, что таможенное дело связано с обеспечением порядка и безопасности России при перемещении движении товара, продукции, транспортных средств, работ и услуг через таможенную территорию и таможенную границу. Эту деятельность считать как государственную, правоохранительную, а таможенные органы - правоохранительные.
В частности ТК РФ(гл.36 ст.224-226) наделил таможенные органы правом проведения ОРД, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995. ОРД – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Основанием здесь является: наличие возбужденного уголовного дела, информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда, запрос международных правоохранительных органов.
Результаты ОРД могут явиться поводом и основанием к возбуждению уголовного дела. Согласно ст.15 Закона таможенные органы имеют право: -проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия; - сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД; - использовать в ходе ОРД служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, жилые и нежилые помещения, транспорт; - использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность, ведомственную принадлежность и другие права, такие как право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; ношение, хранение огнестрельного оружия и пользования им; - применять взыскания за нарушение таможенных правил (ст.242 ТК), предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата; - конфисковывать транспортные средства и товары, явившиеся объектами нарушения таможенных правил; - взыскивать стоимость товаров и транспортных средств; - конфисковывать транспортные средства, на которых перевозились товары, явившиеся объектом нарушения (всего 6 видов).
Мерами по обеспечению производства по делу о нарушении таможенных правил являются протоколы и иные документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления; доставление лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил; административное задержание.
Административное задержаниепо общим правилам не может превышать 3 часов. ТК РФ предусматривает случаи, когда срок может превышать 3 часов. В этом случае в течение суток (24 часа) письменно сообщается прокурору или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если:- имеются достаточные данные о сокрытии товаров в своем теле; - оказывает сопротивление в проведении ими личного досмотра; - нарушитель воспрепятствует установлению его личности или пытается скрыться.
Административному задержанию не подлежат:- иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью; - Президент РФ, члены Правительства РФ, депутаты, прокуроры, судьи.
Жалоба на решение об административном задержании может быть подана задержанным лицом, его адвокатом или представителем в вышестоящий таможенный орган, в суд в течение 24 часов и передается по принадлежности. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 3 суток.
При доставлении привлекаемого к ответственности должностное лицо таможенного органа вправе потребовать от сотрудников ОВД и военнослужащих пограничных войск оказания содействия. Такое требование согласно ТК РФ является обязательным для ОВД( органы внутренних дел) и ПВ РФ (пограничные войска) (Закон РФ «О милиции» (ст.12-14)1); ФЗ РФ «О государственной границы».
При исполнении служебных обязанностей должностное лицо таможенного органа является представителем власти и находится под защитой государства в соответствии ФЗ РФ от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоприменительных и контролирующих органов». Законное распоряжение или требование должностного лица таможенного органа согласно ст.422 ТК РФ обязательны к исполнению всеми предприятиями, организациями, государственными органами, их должностными лицами, а также физическими лицами. Невыполнение этих требований и распоряжений влечет ответственность по ст.437 ТК РФ.
В соответствии со ст.456 ТК РФ должностные лица и иные работники таможенных органов за неправомерные решения, действия или бездействия, повлекшие вред (только в служебное время), несут дисциплинарную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством России.
Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов (гл.63 ТК РФ) предусматривают ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов (ст.437-448), норм, определяющих особенности наложения административных взысканий за такие правонарушения (ст.454), и норм, регулирующих порядок привлечения к ответственности за совершение этих правонарушений (ст.449-453).
Производство по делам об административных правонарушениях проводится уполномоченными должностными лицами таможенных органов. По окончании производства по делу начальник (заместитель) таможенного органа или уполномоченное должностное лицо ФТС РФ выносит постановление о передаче такого дела для рассмотрения судьей городского суда не позднее, чем за 15 дней до истечения срока наложения взыскания. Согласно ч.2 ст.454 такой срок не может превышать двух месяцев.
Судья рассматривает дела единолично в порядке, установленном КоАП (ст.23.1). Судья, в 15-дневный срок, рассмотрев дело, выносит одно из следующих постановлений:- о наложении административного взыскания; - о прекращении дела (при наличии обстоятельств) или передаче материалов дела органу предварительного расследования для возбуждения уголовного дела. Постановление судьи является окончательным и обжалованию не подлежит.
За нарушение таможенных правил(гл. 39 ТК РФ) ст.249-253 ч.2 и ч.3 ст.254, ст.255-265, 267-270, 272 ч.2, 279 и ст.288 применяется взыскание по упрощенной форме – на месте обнаружения правонарушения. Здесь может быть применено предупреждение или штраф. При упрощенной форме составляется Акт о наложении взыскания.
Статья 232 ТК РФ предусматривает ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяются действия дисциплинарных уставов, за нарушение таможенных правил. За нарушение таможенных правил, военнослужащие и военные юридические лица, иностранцы несут ответственность на общих основаниях.