Акценты в живописи и графике
Акценты в живописи предназначены для выделения главного. Не может в композиции все быть одинаково важным и доминирующим. Глаза разъедутся в разные стороны. Нужно помочь зрителю понять вашу мысль, вашу идею. А для этого надо максимально ее выделить, подчеркнуть особенности доступными средствами. В портрете это обычно лицо и руки, на лице — глаза, реже нос или рот (обычно в шаржированных изображениях, гротескных, а также в карикатуре). Хотя художник может даже в портрете подчеркнуть характер персоны через какое-нибудь изображение шарфика, берета или шляпы. На самом деле на выражение основной мысли работает обычно целый комплекс средств, и важно не разбить действие этого комплекса на несколько задач, тем самым принизив силу их воздействия.
Вот пример, когда отсутствуют «излишние» детали, которые могут сместить акцент или увести мысль в сторону (рис. 6). На первом портрете волосы лишь намечены и только подразумеваются. Большое черное пятно в верхнем левом углу может сместить визуальный центр портрета, и может появиться примерно равное соотношение черного и белого на листе, что нежелательно в данном случае, потому волосы даны полунамеком. Для восприятия понятно, а общее впечатление не разрушает. На втором портрете практически отсутствует светотень, что не мешает «видеть» подразумевающийся объем. Интересно акцентирование на третьем портрете. На холодном фоне черный силуэт головы и плеч, на котором «теплое» лицо. Вспомните, что при одинаковых параметрах теплые цвета смотрятся ближе холодных. В любом случае лицо и руки реально акцентированы.
Рис. 6. Акценты в портретах