Глава 8 Внешнеэкономические и социально-культурные связи с зарубежными странами.

8.1. Понятия внешнеэкономические связи

Внешнеэкономическая политика России как любой страны формируется как под воздействием внутренних, так и внешних факторов.

Внешнеэкономические связи– это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности РФ. Однако без активного регулирования внешнеэкономических связей нельзя строить внешнеэкономическую политику РФ, под которой понимается целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для эффективного участия в мировой экономике, укреплению политического, экономического, военного, социального, экологического потенциала РФ.

Сферу международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности образуют различные экономические и социально-культурные связи: - внешняя торговля товарами (внешнеторговые операции и бартерные сделки, экспорт и импорт); - туристический экспорт и импорт (туристический товар); - международная торговля услугами (лизинг, ноу-хау, инжиниринг, услуги связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей); - международные банковские операции; - международное страхование и его институты; - оффшорные операции; - научные и научно-технические связи и сотрудничество; - военно-техническое сотрудничество; - строительство объектов производственной и непроизводственной сферы; - агропромышленные связи; - рекламно информационные связи. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность сферы образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма. Участие и проведения совещаний, симпозиумов, конференций; - командировки специалистов; - подготовка и переподготовка кадров, выставки, тендеры, организация салонов; аукционов , где заключается больше всего контрактов, контрактов о намерениях, соглашений (например, Московский авиакосмический салон «МАКС- 2003г» и. др.

Внешнеэкономическая деятельность, международное сотрудничество и связи РФ с зарубежными странами, регулируются нормами международного экономического права на основании двухсторонних, многосторонних правительственных соглашений ; законами и подзаконными актами РФ.

Данные нормы регулируют поведение различных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и в своей совокупности образуют различные отрасли и подотрасли международного экономического права.

К отраслям международного экономического права относятся такие отрасли: - как торговое право (торговля товарами, работами и услугами), банковское и финансовое право, инвестиционное право, кредитное; подотрасли: таможенное, туристическое, военно-техническое и др. (например , промышленное, агро - промышленное, строительное).

Международное экономическое право – это система (совокупность) принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами экономической деятельности.

Интеграционные процессы происходят между государствами; международными организациями; между государствами и международными (транснациональными) хозяйственными объединениями; физическими лицами различных государств.

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств в общей системе правового регулирования (конституционного, административного, гражданско-правового, таможенного, хозяйственного, финансового, банковского права и других отраслей права).

Важнейшим содержанием международного экономического права является интеграция (интеграционные процессы) на глобальном и региональном уровне. Существенную роль играют в этом процессе не только государства, но и международные организации экономической, финансовой направленности (ЭКОСОС, ВТО, МВФ, МБРР, экономические комиссии ООН и др.).

Источники международного экономического права:

- Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.;

- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.;

-Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.;

-Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.;

-Чикагская конвенция ООН об использовании воздушного пространства;

-Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.;

-Резолюция ООН – Хартия экономических прав и обязанностей государств;

-Договоры о международно-правовом режиме экономических связей;

- Договоры, устанавливающие движение товаров, работ и услуг, капиталов, инвестиций, кредитных соглашений.

Установление правового режима в экономической сфере может касаться государств, конкретного государства, физических лиц, экономических зон, союзов, компаний, корпораций, консорциумов и др. субъектов.

Выделяют такие режимы как:

-режим наиболее благоприятствования (преимущества, привилегии);

-преференциальный режим (льготы, преференции);

-национальный режим;

-Торговые договоры ( контракты, именуемые «договоры о торговле и мореплавании», «о торгово-экономическом сотрудничестве»).

Здесь особое место занимает Генеральное соглашение о тарифах и торговле (1947 г.), которое является кодексом правил для разрешения государственных внешнеторговых проблем.

ГАТТ в 1955 г. преобразовано в ВТО, как постоянно действующую организацию.

ЮНКТАД – постоянный орган ГА ООН (штаб – Женева) с целью расширения торговли с разным уровнем развития.

ЮНИСТРАЛ – Комиссия по праву международной торговли для прогрессивного развития и унификации правовых норм. В РФ 07.07.1993 г. принят ФЗ «О международном коммерческом арбитраже».

В рамках Европы создан Совет таможенного сотрудничества – 120 государств.

СНГ – Соглашение о таможенном союзе.

Президент РФ. Президент РФ осуществляет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами руководство государственной внешнеторговой политикой РФ. Ежегодно обращается с посланием к Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике. Регулирует сотрудничество в военно-технической области (ФЗ РФ «О военно-техническом сотрудничестве РФ» с иностранными государствами» ст.6,9). Определяет порядок ввоза драгоценных металлов, драг камней и расщепляющихся материалов. В целях обеспечения национальной безопасности вправе вводить признанные международным правом экономические санкции1, используя согласительные процедуры, и в случае разногласия, передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; или если сочтет необходимым, приостанавливает действия актов органов исполнительной власти1 до решения этого вопроса судом. Определяет Список государств с которыми может осуществляется военно-техническое сотрудничество ,а так же Список предприятий и учреждений оборонного комплекса.

Правительство РФ: - Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной внешнеэкономической политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает решения и обеспечивает их выполнение; - разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности; - принимает меры по защите внутреннего рынка, величины ставок таможенного тарифа, установленных федеральными законами (в установленных пределах); - вводит количественные ограничения экспорта и импорта; - осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом; принимает решение о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ (соглашений, протоколов).

return false">ссылка скрыта

На основании п. «ж» ч.1 ст.114 Конституции РФ Правительство может выполнять и иные полномочия, которые возлагаются федеральными законами, указами Президента РФ в области государственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью. Так, с целью защиты экономических интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности «закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.34)» наделяет Правительство РФ полномочиями вводить ответные меры в соответствии с общепризнанными нормами международного права в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов РФ, в случаях принятия иностранными государствами мер, нарушающих политические, экономические интересы РФ, либо не выполнение ими международных обязательств. В прямой постановке этого вопроса был принят Федеральный закон РФ от 14.04.98 №64-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»; Постановление Правительства РФ от 12.07.96 №799 «О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных товаров»; Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» и другие нормативные акты.

В систему органов, осуществляющих международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность, входят: -Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Ими являются: – Федеральные министерства: например, Министерство экономического развития и торговли РФ; Министерство финансов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций; Министерство здравоохранения и социального развития РФ. - Федеральные службы: например, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам; Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральная служба по оборонному заказу при Министерстве обороны. Федеральные агентства: например, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта при Министерстве транспорта РФ и др. - Государственные органы исполнительной власти субъектов РФ, которыми также являются :министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, агентства и.т.д.

-Субъекты РФ – как экономико-территориальное образование. - Муниципальные образования; организации: (под которыми понимаются –предприятия и учреждения ); физические и юридические лица. Сюда необходимо отнести и общественные и религиозные объединения (например, отдел внешнеэкономических связей Русской православной церкви - РПЦ), а также не являющиеся органами исполнительной власти, но осуществляющие ВЭД и международное сотрудничество Центральный Банк РФ (БАНК РОССИИ); Внешэкономбанк и т.д. При том, что ряд из них являются хозяйствующими субъектами осуществляющие внешнеэкономическую деятельность (торговля, производство работ, услуг); другая часть в соответствии с полномочиями, международное сотрудничество и связи (Прокуратура РФ, МВД РФ и др.).

Однако все они называются участниками внешнеэкономической деятельности и международных связей или по международной терминологии –российские лица.

Управление в сфере внешнеэкономической деятельности представляет собой, правовую, организационную и исполнительно-распорядительную деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов РФ, местных органов исполнительной власти (если затрагиваются интересы субъекта РФ или муниципального образования).

Разработка предложений по государственной внешнеторговой политике РФ; регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключение международных договоров РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ возложены регулирование и координирование внешнеторговой деятельности. Эта работа осуществляется совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Если же затрагиваются интересы субъектов РФ, то разработка указанных предложений осуществляется при их участии.

В качестве примера рассмотрим компетенцию нескольких органов.

Министерство экономического развития и торговли РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющее разработку и реализацию социально-экономической политики. В составе центрального аппарата Министерства имеются функциональные структурные подразделения: Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по тарифам; Федеральное агентство по государственным резервам; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (кадастр-учёт объектов недвижимости); Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а так же;- управления, департаменты, отделы и службы, осуществляющие административно -распорядительные и административно-хозяйственные функции и задачи. К ним относятся: - Договорно-правовое управление (положение о нем утв. Приказом Министра от 20.06.97 №322.); - Департамент экономического сотрудничества со странами Европы и Северной Америке (положение о нем утв. Приказом Министра от 5.05.97 №233); - Департамент экономического сотрудничества со странами Азии, Тихоокеанского региона и Среднего Востока (положение о нем утв. Приказом Министра от 14.05.97 №257); - Департамент экономического сотрудничества со странами Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока (положение утв. Приказом Министра от 6.05.97 №240). А также систему и структуру этих органов в субъектах РФ; предприятия и учреждения в производственной и социальной сферы деятельности.

Минэкономразвития и торговли РФ является координирующим органом по вопросам внешнеэкономических отношений (связей) в целях соблюдения единства внешнеэкономической политики РФ; части общих отношений с иностранными участниками и российскими участниками ВЭД.

Министерство осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Минэкономразвития и торговли РФ1 утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 №990 и Указа от 9.3.04г «О структуре федеральных органов исполнительной власти» во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительно власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти в области: экспортного контроля, контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд; лицензирование отдельных видов деятельности; аккредитация представительств и их филиалов иностранных юридических лиц. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы – уполномоченных Министерства в субъектах РФ и отдельных регионах и Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекциях). Министерство осуществляет управление деятельностью представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Осуществляет их кадровое обеспечение и финансирование. А также совместно с МИД РФ руководит деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение.

Минэкономразвития и торговли РФ по согласованию с МИД РФ направляет своих представителей в постоянные представительства РФ при международных организациях и осуществляет оперативное руководство ими. Все вышеперечисленные представительства (по торгово-экономическим вопросам, постоянные представительства при международных организациях) составляют загранаппарат Министерства.

Основными задачами министерства являются: - аккредитация представительств иностранных юридических лиц, и их филиалов, а также выдает разрешения на открытие иностранными юридическими лицами представительств на территории РФ; - участие в реализации государственной стратегии экономической безопасности РФ, предотвращении угрозы продовольственной безопасности страны; обоснование расходов, связанных с обеспечением обороноспособности и государственной безопасности РФ ( в сотрудничестве с другими органами –Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству; Федеральной службой по оборонному заказу; Министерством сельского хозяйства; Министерством промышленности и др.); выполнение оборонного заказа; - разработка предложений о заключении международных договоров РФ по вопросам экономических связей, выполнению обязательств по этим договорам; обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок; - лицензирование отдельных видов деятельности; - координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ; - контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по экономическим операциям; - формирование мобилизационного плана и мобилизационной подготовки экономики РФ; - контроль за соблюдением российскими лицами законодательных актов в области экспортного контроля; - проведение в особый период и в условиях чрезвычайных ситуаций работ по защите населения и территорий в пределах компетенции; -формирует региональные программы ВЭД.

Министерство в соответствии с возложенными задачами выполняет такие функции как: -прогноз и анализ социально-экономического развития РФ (ежемесячные, квартальные и годовые доклады о состоянии экономики); - принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ; подготавливает проект бюджета на текущий год; - формирует на конкурсной основе заказ на организацию научно-исследовательских и научно-конструкторских работ; - разрабатывает принципы управления экономикой в условиях военного времени; - обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения; - участвует в разработке и реализации социальной политики, реформирования жилищного строительства, пенсионного и др. видов социального страхования, демографии, миграции, трудовых ресурсов, создания рабочих мест; - вносит в Правительство РФ предложения о поддержании промышленного экспорта, импорта и экспорта товаров (работ и услуг); - издает сводный перечень товаров (работ и услуг) в отношении вывоза (ввоза), к которым применяются меры нетарифного регулирования (квота, лицензия); - защита экономических интересов российских лиц на рынках иностранных государств в случае введения тарифных и нетарифных ограничительных мер; - защита внутреннего рынка; - осуществляет контроль за экспортом и импортом товаров; - создает информационные системы, ведет федеральный банк данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документов; - реестр случаев дискриминации и нарушения двухсторонних и многосторонних обязательств; -вносит предложения о создании межправительственных комиссий по торгово-экономическому и военно-техническому сотрудничеству; - принимает иностранные и направляет свои делегации; -организует и проводит проверки (виз), загранпаспорта; - вносит предложения об обеспечении режима природопользования; -принимает участие в совершенствовании государственной стандартизации и сертификации товаров и услуг, туризма; - представляет по поручению Правительства РФ интересы РФ в международных организациях; - проводит мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну; - участвует в международном сотрудничестве по подготовке кадров в учебных заведениях иностранных государствах.

Министр назначается Президентом РФ, а его заместители Правительством РФ. В министерстве создается коллегия и научно-консультативный и экспертный советы. Министерство является юридическим лицом (бланк, гербовая печать, счет в банке).

Исходя из компетенции и полномочий министерства экономического развития и торговли можно сделать вывод о том, что данный федеральный орган является центральным органом, осуществляющим оперативное управление и координацию внешнеэкономическими связями во взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти: Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Внешэкономбанком, Федеральной таможенной службой и другими заинтересованными министерствами.

Министерство финансов РФ.Правовой статус Минфина РФ определяет: Положение о Министерстве финансов РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №273 с изменениями от 18.06.99г); Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. №624 «Вопросы Министерства финансов РФ».

Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. №867 Министерству финансов РФ передана часть функций упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти; взаимодействует с другими федеральными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Оно имеет свою систему территориальных органов.

Выполнение функций министерства определяется его структурой в которое входят: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство (федеральная служба).

Функции Министерства имеющие международный аспект. Разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на территории РФ; - проводит совместно с ЦБ РФ операции по обслуживанию внутреннего и внешнего долга; - по поручению Правительства РФ осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними в установленном порядке переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключение кредитных соглашений; - подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами; - совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатывает проекты программ государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов; - участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений; - участвует в работе по возврату кредитов, предоставленных РФ и СССР иностранным государством; - осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, с участием ЦБ РФ необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драг камней для продажи на внешнем рынке; - представляет в Правительство РФ согласование с Министерством экономического развития и торговли РФ предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы; - осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья и осуществляет контроль; - согласовывает лицензии на ввоз в РФ и вывоз из РФ драг металлов и драг камней и изделия из них; - выступает по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ; - В составе коллегии Министерства финансов РФ находятся руководители по должности Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.

Выше перечисленные функции указывают на то, что Минфин РФ входит в систему органов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, финансовые внешнеэкономические связи, которыми являются кредитование, страхование, обслуживание платежей, депозиты и другие банковские операции.

Центральный банк РФ (Банк России). Одной из трех основных целей деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Характерно отметить, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Осуществление валютного регулирования, включая валютные операции по покупке и продаже иностранной валюты; определение порядка расчетов с иностранными государствами являются одной из функций Банка России. Деятельность Центрального банка РФ как международная, так и внешнеэкономическая деятельность, регулируется рядом законов РФ, и подзаконными актами. И здесь основополагающим будет Федеральный закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 2.12.90 г., затем с изменениями 1995 года от 28.04.97 г. и др.

Закон наделяет ЦБ РФ такими функциями как: - кредитора; - валютным регулированием; - регистрацией кредитных организаций; - контрольными и надзорными функциями; лицензионная деятельность (например, выдача лицензии Внешэкономбанку).

ЦБ РФ взаимодействует с Правительством, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (Минфином РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, ФТС РФ, МИД РФ, и др.). Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входит: -Центральный аппарат; - территориальные учреждения (национальные банки республик, краев, областей, они не являются юридическим лицом); - расчетно-кассовые центры; - вычислительные центры; - полевые учреждения; - учебные заведения и др. предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Банк России устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю (ст.52, 53)1. Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»2 и др. федеральными законами.

Международная или внешнеэкономическая банковская деятельность (бэнкинг (англ.) – банковское дело) включает в себя такие элементы как: иностранные организационные единицы банка; международные корреспондентские отношения, банковские валютные переводы; принципы международных банковских кредитов, банковские услуги. Другими словами, Банк России участвует в Международном банковском бизнесе. Он осуществляет свою деятельность через организацию международного департамента, заграничного филиала, дочернего банка и через корреспондентские отношения с отечественными банками.

Международный департамент (в миниатюре – международный банк) выполняет следующие операции: - открывает депозиты, вкладывает свои деньги на депозиты в других предприятиях и учреждениях. Депозит – денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в финансово-кредитные, таможенные, судебные или административные учреждения. Это вклады в банках и сберкассах, взносы под валюту таможенных пошлин, сборов, налогов, взносы в административных органах в обеспечении явки, иска. - Кроме того, департамент кредитует местных и иностранных заемщиков; осуществляет трансферт денежных средств; инкассирует входящие и исходящие поручения; получает и выплачивает переводы; - поддерживает корреспондентские банковские отношения и операции с иностранными банками-корреспондентами через филиалы и дочерние банки.

Для налаживания деловых контактов банк может учредить представительство за рубежом (представитель, ассистент, секретарь), но оно банковскими операциями не занимается.

Зарубежный дочерний банк – это иностранная компания, над которой отечественный банк имеет контроль или совместный банк.

Корреспондентские отношения – это договорные отношения между кредитными банками по осуществлению платежей и расчетов по поручению друг друга. Они обмениваются письмами, бланками, договариваются, по каким счетам будут производить взаимные расчеты, обмениваются образцами подписей должностных лиц и т.д. Эти отношения (соглашения) скрепляются Корреспондентским договором.

На международном финансовом рынке действуют международный валютный фонд (МВФ) и различные международные банки, ассоциации, группы и международные региональные банки и организации. В соответствии с ФЗ РФ от 26.04.95г «О центральном банке РФ1» ЦБ РФ организует и осуществляет валютное регулирование (включая покупку и продажу валюты), определяет порядок расчетов с иностранными государствами (п.10. ст. 4 Закона).

Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, социально-культурными отношениями между хозяйствующими субъектами и гражданами разных стран (это расчеты по внешней торговле товарами и услугами, некоммерческими операциями, кредитом, движение капитала между странами, в том числе расчеты по строительству объектов за границей и оказанию помощи). Они включают условия и порядок расчетов, выработанные практикой и закрепленные международными документами, обычаями. В основе лежит безналичный расчет, путем записей на счетах банков.

Основными формами валютных расчетов во внешнеэкономической деятельности являются: -банковский перевод; - документарное инкассо; - документарный аккредитив; - расчеты по открытому счету; - расчеты чеками.

На внутреннем валютном рынке РФ могут действовать банки с участием иностранного капитала. Порядок учреждения этих банков устанавливается Центральным банком РФ. Так, например, Совет директоров ЦБ РФ протоколом №13 от 29.03.93 г. установил лимит участия иностранного капитала в банковской системе в размере 12 процентов в 1993 году, а порядок учреждения данных банков определен письмом ЦБ РФ от 8.05.93 г. Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории РФ[6].

Создание и деятельность банков с участием иностранных инвестиций регулируется Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности». Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ, который выдает лицензии. Они, в свою очередь, могут открывать филиалы, которым также должна быть выдана лицензия. Банки, действующие на территории РФ, должны и обязаны получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение своего уставного капитала. В случае ухудшения своего положения неплатежеспособность его филиала перед российскими кредиторами и вкладчиками ЦБ РФ может ввести запрет таким банкам на совершение операций. ЦБ РФ от 16.07.93 г. издал Инструкцию №16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ»1, тем самым установлены единые на территории РФ правила открытия и режима рублевых счетов нерезидентов.

В Законах РФ «об инвестиционной деятельности» и «об иностранных инвестициях» изложены общие положения, в соответствии с которыми инвесторы имеют право осуществлять инвестиционную деятельность следующим образом: - долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами РФ»; - создание предприятия, полностью принадлежащего инвесторам; - приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; - приобретение предприятий, зданий, сооружений, паев, акций, облигаций и др. ценных бумаг.

Приобретение иностранными инвесторами долей участия, паев, акций и ценных бумаг подлежит регистрации в Минфине РФ. Приобретение акций и других ценных бумаг на фондовых биржах регулируется законодательными актами РФ о фондовых биржах и биржевых сделках с разрешения Минфина РФ. Инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, (оплата стоимости производится в валюте не ниже курса, установленного ЦБ РФ).

Предоставление иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями прав пользования землей, включая ее аренду, и др. природными ресурсами регулируется Земельным кодексом РФ. Законом РФ «О плате за землю»; ФКЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». и.др.

Предоставление прав на разработку и освоение возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов и проведение хоздеятельности с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основе Концессионных договоров, установленных законодательством РФ «о концессиях». Срок действия такого договора не может быть более 50 лет. Закон РФ «об иностранных инвестициях» предусматривает три вида лицензий и в некоторых случаях экспертизы.