Коммерческие права в международных воздушных сообщениях.

Коммерческий характер связан с оплатой за перевозку пассажиров, багажа, грузов, полеты и имеет разные объемы.

Предоставление коммерческих прав ─ прерогатива государства, как субъекта международного права и суверенного права над своей территорией. Это закреплено в Воздушном Кодексе РФ и регулируется законодательством и международными договорами. Для коммерческой деятельности, субъекты этой деятельности обязаны получать лицензию и оформленные судовые документы. Перевозчик, согласно договорам воздушной перевозки, обязан доставить пассажиров и их багаж, почту, и груз в пункт назначения и выдать багаж, почту и груз. В Кодексе закреплен принцип ответственности перевозчика перед пассажиром и грузовладельцем. Владелец судна обязан возместить вред, если не докажет, что вред наступил вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Уровни коммерческих прав (их три) :

1. Право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право.

2. Право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории без коммерческих целей, т.е. для заправки, техобслуживания и т.д.

3. Право государства на то, чтобы зарегистрированные суда высаживали на иностранной территории пассажиров, почту, грузов, взлет на его территории.

4. Право государства принимать на своей территории воздушные суда с пассажирами, почтой и грузов, следующие на территорию государства, национальность которого имеет данное воздушное судно.

5. Право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и груз, которые доставляются на территорию любого третьего государства, а также право высаживать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории.

6. Право государства, посредством воздушных судов, имеющих его национальность осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.

7. Право государства осуществлять перевозки между двумя иностранными государствами через свободные территории.

Таким образом, согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дают иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Исключительный суверенитет не препятствует сотрудничеству для решения согласованных задач, по специальным трассам, коридорам и правилам полетов.