Использование товарного знака

Использование товарного знака включает в себя:

• маркировку товаров и услуг;

• введение маркированных товаров в хозяйственный оборот;

• применение знака в документации;

• применение знака в рекламных целях.

Маркировка товаров осуществляется путем проставления товарного знака на самом изделии либо его упаковке. Программа для ЭВМ считается маркированной, если ее название, зарегистрированное в качестве товарного знака, высвечивается на экране компьютера при ее запуске либо указано на дискете или CD-диске, на которых записана программа, или их упаковке. Маркировка услуг означает применение обозначения в виде значков и эмблем на одежде обслуживающего персонала, на вывесках и т.п.

Введение в хозяйственный оборот маркированных изделий подразумевает различные способы коммерческой реализации продукции, а именно: изготовление маркированной продукции, предложение к продаже, продажу, хранение с целью последующей продажи, ввоз на территорию страны регистрации с коммерческой целью. При использовании знака в отношении услуг введение в оборот означает оказание услуг, сопровождаемых охраняемым обозначением. Предложение к продаже предполагает осуществление действий, направленных на информирование потребите­лей о возможности приобретения данной продукции (представление маркированных изделий на выставках, размещение информации о продукции с указанием товарного знака в каталогах и т.п.). При хранении маркированных изделий правовые последствия наступают только в том случае, если доказано, что находящаяся на хранении маркированная продукция предназначена для продажи. Ввоз маркированной продукции означает введение в хозяйственный оборот продукции, изготовленной за границей и маркированной обозначением, охраняемым в стране ввоза.

Использование знака в документации означает проставление его на всех документах, сопровождающих товар (руководство пользователя, описание программы и т.п.) или применяемых при осуществлении сделок, связанных с ним (переписка, лицензионные договоры и т.п.). Использование знака в рекламных целях — применение знака отдельно от товара для увеличения его известности среди потребителей. Для этого знак может размещаться в печатных изданиях (журналах, газетах, рекламных проспектах и т.п.), на уличных средствах рекламы (плакатах, стендах, вывесках и т.п.), в объявлениях по телевидению, каналам Интернета, радио и т.п.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, например дилеры, вправе одновременно с товарным знаком изготовителя товаров использовать свой товарный знак. Такое применение может осуществляться только на основании договора между посредником и изготовителем товара, закон не устанавливает форму подобного договора, однако его желательно заключать в письменной форме. Обычно даже не требуется специального договора, достаточно в общий договор о посреднической деятельности (дилерский договор) включить условие о том, что производитель товара не возражает против маркировки товара товарным знаком посредника.

Правомочие распоряжения знаком заключается в возможностях перерегистрации знака, передачи прав на него полностью или частично другим лицам, прекращения права на знак.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст. 22, п. 1-2