Абсолютные основания для отказа в регистрации знака

 

В соответствии с законом абсолютными основаниями для отказа в регистрации являются: отсутствие у обозначения различительной способности, наличие ложных элементов или тех, которые способны ввести потребителя в заблуждение относительно товара и/или его изготовителя, а также противоречащих по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Различительная способность товарного знака — это важное условие его охраноспособности; ее отсутствие является абсолютным основанием для отказа в регистрации. Для того чтобы товар был индивидуализирован и в сознании потребителя закрепилась однозначная связь между данным товаром и его производителем, необходимо, чтобы знак имел отличительные черты. Такие черты могут заключаться в форме или содержании знака, они должны делать его запоминающимся, привлекающим внимание, создающим впечатление оригинальности.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания относят следующие:

• обозначения, которые представляют собой отдельные буквы или цифры, не имеющие характерного графического исполнения; сочетания букв, не обладающие словесным характером, линии, простые геометрические фигуры и их сочетания, не образующие композиций, которые дают качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов;

• реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

• трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

• общепринятые наименования, которые представляют собой простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (например, ВОС, СКВ, ЗАО, 000 и т.п.);

• обозначения, имеющие описательный характер, которые указывают на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта. Например, для программы для ЭВМ, предназначенной для расчета налогов, обозначение «Расчет налогов» является неохраноспособным. Это следует учитывать при выборе названия программы, если оно будет использоваться в качестве товарного знака. Вопрос об описательном характере знака достаточно сложен. Это объясняется тем, что товарный знак выполняет кроме различительной рекламную функцию, а следовательно, в него стремятся вложить информацию о положительных свойствах товара. Сделать это можно только используя эзопов язык, аналогии. С данной целью применяются вымышленные слова и изображения, прямой смысл которых может быть далек от предназначения изделия, но которые в определенной степени отражают его важ­ные свойства и передают основную идею товара;

• обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для указания на товары определенного вида, то есть обозначения, которые в результате длительного использования различными производителями по отношению к определенным товарам превратились в видовые понятия (нейлон, рубероид, капрон и т.п.);

• обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами. Общепринятыми символами бывают, как правило, обозначения, символизирующие отрасли хозяйства или области деятельности. К ним относятся содержащиеся в перечне товары, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака (например, зеленый крест символизирует аптеку, шестерня — машиностроение и т.п.), а также условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники (такие, как ампер, вольт и т.п.).

Следует отметить, что закон допускает введение в товарный знак описанных выше элементов, не обладающих различительным характером, но только в качестве неохраняемых элементов и при условии, что они не занимают в нем доминирующего положения.

Кроме перечисленных оснований для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака закон выдвигает и другие требования, также выраженные в негативной форме. Так, не подлежат регистрации знаки, которые состоят только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;

официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Однако закон позволяет включать подобные обозначения в состав товарного знака в качестве его неохраняемого элемента при условии, что на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или владельца знака.

Не могут быть предметом регистрации ложные знаки, то есть те, которые содержат сведения, не соответствующие действительности и тем самым способные ввести потребителя в заблуждение (например, «Иван Федоров» для программы бухгалтерского учета). Как и другие объекты промышленной собственности, не являются охраноспособными обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (в частности, лозунг, призывающий к военным действиям, не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, даже если это название компьютерной игры).

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст. б

Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, п. 14.4.1