ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Рекомендованно Министерством образования РФ

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по психологическим специальностям

МОСКВА

V

НЖИЦП

2 0 0 2

УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76

Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.

Рецензенты:

доктор философских наук доцент кафедры философии МПГУ

Л.Т. Ретюнских,

кандидат психологических наук доцент кафедры психологии МОСУ

Е.Ю. Худобина.

*

В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в це­лое на основе единой модели профессиональной идентичности. Это позволяет студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, межличностных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор кон­сультативной психологии.

Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих про­фессиональных возможностей, определения путей профессиональ­ного роста. В практической части используются разнообразные сред­ства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального "Я", принятия себя в профессии, управления своим профессиональным поведением и про­фессиональным развитием.

В пособии содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные упражнения других авторов. Количество упраж­нений и заданий оставляет диапазон для личного выбора и творчес­кой импровизации организатора. В конце пособия приведены зада­ния для самостоятельной работы и тесты для контроля знаний сту­дентов, которые могут выполняться участниками самостоятельно. Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических факультетов вузов.

УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76

ISBN 5-94837-002-Х

© Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В.,

Зыкова М.Н., 2002 © Московский открытый

социальный университет, 2002 © Издательство "Ижица", 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................................................................4

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи...............................................8

1. Диагностика.................................................................31

2. Практическая психология........................................37

3. Я и Дело........................................................................44

3.1. Личностное самоопределение практического психолога..............................................44

3.2. Хронотопы................................................................51

3.3. Ситуативное самоопределение практического психолога..............................................52

3.4. Парадигмальное самоопределение практического психолога..............................................61

3.5. Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога............75

4. Школьное консультирование............................... 101

5. Дистантное консультирование............................ 135

Приложение 1. Задания для самостоятельной работы............................................................................. 140

Приложение 2. Ответы к упражнениям

и заданиям..................................................................... 169

Приложение 3. Кроссворды...................................... 182

Приложение 4. Тесты для контроля знаний студентов........................................................................205

Список использованной литературы....................:. 216

 

Предисловие

Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обна­ружили, что такие тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и статисти­чески проверяли теоретики. Оказалось, что положитель­ный эффект и перенос выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого при­вело нас к тому, чтобы сместить усилия в область про­фессиональной жизни конкретного молодого человека.

Цель данного пособия — создание условий для вы­работки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможнос­тей, определения путей профессионального роста. В по­собии приведены разнообразные средства активного пси­хологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я», принятия себя в профессии, управления собою в профессиональ­ных ситуациях, своим профессиональным развитием.

Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимае­мой как многомерный и интегративный психологичес­кий феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развива­ется в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самооргани­зации и персонализации, а также обусловливается раз­витием рефлексии. Подразумевается, что профессиональ­ная идентичность есть самореферентность, т.е. ощуще­ние и осознавание уникальности функционального и эк­зистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и про­фессиональной реальности.

Задачи практической работы с пособием на заняти­ях по психологическому консультированию решаются

Предисловие

путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельнос­ти, проектирования образа профессионального будуще­го, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое со­стояние, повысить свою компетентность, достичь жиз­ненного и профессионального успеха традиционно свя­зывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете. Реальное поведение индивида вы­страивается в соответствии с его Я-концепцией. Чело­век пытается интерпретировать события, исходя из су­ществующей у него Я-концепции для того, чтобы обес­печить соответствие чувств и поведения (Берне Р.). Про­извольная профессиональная самоидентификация с со­ответствующей вербализацией своих желаний и чувств становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе вузовской подготовки.

В становлении профидентичности недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. Одним из способов реализации личностно-позиционно-го подхода в решении психологических и профессио­нальных проблем студентов является создание условий для повышения профессиональной идентичности, уве­ренности в себе, компетентности и чувства собственно­го достоинства, т.е. построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного про­фессионального будущего, обнаружением и актуализа­цией своих профессиональных ресурсов, защитой обра­за будущего, корректировкой его реальностью.

Повышению адекватности и устойчивости профес­сиональной идентичности способствует достижение боль­шего соответствия между образом Я и реальным опы­том, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самоприня­тия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений

Психологическое консультирование

в рамках профессионально-этических правил. В ситуа­циях данного типа обозначены «движущие силы», спо­собствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их — в групповой работе. Груп­па оказывает большое влияние на обучение. К. Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, вы­держивают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарожде­ния и вынашивания инициативного поведения в позна­вательной сфере (Витакер К., Елизарова Н.В., Пиаже Ж., Чудинова Е.В., Фрумина Н.И., Цукерман Г.Н.). Совмес­тная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы дея­тельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, спо­собствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного са­мовосприятия. Это также означает связать слово «ус­пех» со словом «Я» в одно понятие. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального са­мооценивания.

Студент с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудить­ся, ставит перед собой реалистические профессиональ­ные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагиру­ет болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблем­ные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Предисловие

Отдельные компоненты практического обучения в нашей программе объединяются в целое на основе еди­ной модели проф-идентичности. Эта модель помогает сту­дентам тренироваться одновременно как в плоскости по­ведения, профессиональных действий, эмоциональных от­ношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии, при этом воедино связываются три составляющих: я и дело, я и другие, образ я.

В предлагаемом пособии по психологическому кон­сультированию представлена попытка произвольного достижения и обретения профессиональной идентично­сти практических психологов. Программа практико-ори-ентированного обучения включает в себя 10 тренинго-вых сессий 5x10. В учебнике содержатся как оригиналь­ные, так и заимствованные и модифицированные в це­лях нашей программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получали диагностические ма­териалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятель­ной работы, которые выполняются индивидуально как домашние задания, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 приведены тесты для контроля знаний студентов.

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

Обзор консультативной психологии

1. Определение понятия психологической помощи

Психологическая помощь — это емкое понятие, со­держание которого включает в себя многообразие тео­рий и практик, варьирующихся от специфического при­менения такого метода, как глубинное интервью, до мно­гообразных техник социально-психологического тренин­га, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его кли­ента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочув­ствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую пси­хосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как осо­бенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором от­ражается психологическая специфика его функциони­рования. Психологическая помощь есть область и спо­соб деятельности, предназначенные для содействия че­ловеку и сообществу в решении широкого крута про­блем, порождаемых душевной жизнью человека в соци­уме. Понимание проблематики психологической помо­щи связано с пониманием психики как такого простран­ства (уровни, способы) человеческого бытия, многооб­разия и многогранность которого и определяют сово­купность проблем в деятельности соответствующего спе­циалиста, а именно: межличностные отношения, эмоци­ональные внутргошчностные (как глубинные, так и си­туативные) конфликты и переживания, проблемы соци­ализации (выбор профессии, создание семьи), пробле­мы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни чело­века как общественного существа, наделенного психикой. По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Содержание психологической помощи заключает­ся в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзис­тенциальной поддержки человеку или сообществу в си­туациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет пси­холог), психологическая коррекция (организованное воз­действие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психи­ческого развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими це­лей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с це­лью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

В глубинной основе психологической помощи обна­руживается свойственная различным уровням существо­вания материи способность к самоорганизации, структу­рированию. Тот же инстинкт помощи существует и у жи­вотных. В человеческом сообществе феномен помощи су­ществовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: со­циальный работник, психолог-консультант, психолог-пси­хотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур свя­щенника, пастора, психиатра и психоаналитика.

2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире

Анализ многочисленной литературы по проблема­тике «counseling» показывает, что нет буквально ни од­ной области человеческой (личностной и обществен-

Психологическое консультирование

ной) жизни, в которой бы человек остался бы без чело­веческой помощи. Самый общий контент-анализ позво­ляет выделить следующие главные области применения психологической помощи: 1). Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удов­летворение эмоциональных запросов в обретении лич­ностной идентичности, помощь при эмоциональных трав­мах и выработка устойчивых моральных норм и др.). 2). Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка, неполноценность, борьба за лич­ностный и социальный статус и др.). 3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак). 4). Проблематика психического и лич­ностного здоровья (традиционная превентивная и теку­щая помощь при психическом и соматическом заболе­вании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.). 5). Психологическая помощь умирающему и пси­хотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфе­ра деятельности в России). 6). Проблемы пожилого воз­раста. 7). Места заключения, больницы, казармы, сту­денческие городки (проблемы личности, общее психи­ческое состояние). 8). Психологическая помощь и под­держка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, по­пытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.). 9). Школьное консультирование. 10). Профессио­нальное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: пробле­мы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управлен­ческое консультирование.

3. Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи

Ситуация общения клиента с психологом-консуль-

ю

Психологическое консультирование в структуре психологической помоши

тантом включает такие составляющие: 1. Личность кли­ента и его переживания; 2. Личность психолога-консуль­танта (наставника) в единстве его самостных и функци­ональных образований; 3. Взаимоотношение между кли­ентом и психологом.

Саму ситуацию создают вполне определенные вне­шние обстоятельства, и это является причиной обраще­ния за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учите­лю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуни­кационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоот­ношений с представителем данной профессии; в). Дос­таточно хорошо понимает меру ответственности и огра­ничений свою и профессионала. Скажем, человек пони­мает и принимает заранее возможность того, что резуль­тат лечения не зависит исключительно от квалифика­ции врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов.

В области психологической помощи существуют впол­не определенные трудности, связанные как со специфи­кой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с пережива­нием, системой ценностей, отношений и состояний чело­века. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыс­лов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от пси­хологической проблемы клиента. Если в других профес­сиях межличностные отношения играют лишь определен­ную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные

п

Психологическое консультирование

качества психолога, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определен­ную, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге действенности психологической помощи.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером А.А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. Собственно психо­логическая (психотерапевтическая) модель описывает­ся так: причины личностных проблем или неблагополу­чия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодействии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. Данная модель рас­сматривает дисгармонии в отношениях между людьми и самим собой, использует не абстрактные знания науки, а закономерности человеческого бытия. Эта модель ис­пользуется прежде всего в работе психологов, психиат­ров, психотерапевтов. В нашей стране эта модель разра­батывалась прежде всего психиатрами и врачами-пси­хотерапевтами. Сопоставление психологической помо­щи и медицинского лечения не просто аналогия. В обе­их ситуациях изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуально, причем пси­хологическая помощь не сводится к использованию здра­вого смысла и житейского опыта, а основывается на об­щих закономерностях общения и структурирования пси­хики. Цель одна у обеих — избавление от страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных особенностях: а) природа стра­даний — проблема недовольств, неудовлетворенностей — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере пси­хологических процессов — в общении, специфике взаи­модействия, личностных установках общающихся. Ока­зание психологической помощи проводится в допуще­нии, что клиент — здоровый человек, изначально ответ­ственный за себя и свои поступки (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Основная задача психолога — вызвать пережива-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ния клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации. В связи с этим Г. С. Аб­рамова выделяет четыре типа задач взаимодействия кли­ента с психологом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологичес­кую информацию о других людях, ориентируясь на со­циальные критерии и нормы («правильно — неправиль­но»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда кли­ент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хоро­шо — плохо»). Психологу необходимо показать ограни­ченность оценочной шкалы, которая не дает возможно­сти клиенту анализировать динамичность психологичес­кой информации. В-третьих, нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии доб­ра и зла, которые требуют осуществления выбора. Не­обходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих кри­териев для разных людей. В-четвертых, собственно пси­хологические задачи. В общем виде они характеризуют­ся тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов со­ставляют люди, ориентирующиеся на социальные и эти­ческие задачи взаимодействия с психологом. Работа пси­холога-консультанта связана с тем, чтобы они совмест­но с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.

4. Виды психологической помощи

Психологическая помощь может классифицировать­ся по разным показателям1

1) по времени действия: неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности су-

Психологическое консультирование

ицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; про­должительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, кон­фликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая — направленная не­посредственно на клиента, на его обращение за помо­щью; откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуа­цию и обращения людей из окружения клиента; упреж­дающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприят­ную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психо­логом; дистантная, которая подразделяется на телефон­ную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагности­ческая — постановка психологического диагноза, состав­ление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская — отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п , информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консульта­тивная; терапевтическая;

5) по количеству участников: индивидуальная (осо­бенно когда по личностным, социальным или обществен­ным причинам групповая форма не представляется воз­можной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социаль­ной поддержки);

6) по вмешательству психолога: директивная — ука­зующая, дающая советы, как жить, недирективная — идущая за клиентом.

5. Определение понятия, цели, задачи психологического консультирования

Трудно дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных ви­дов консультативной практики. Так, фактически в лю­бой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультиро­вание как одна из форм работы. Консультирование вклю­чает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное, консультирование руководителей, и др. Консультативная психология представляет собой важ­ное самостоятельное направление психологической на­уки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направ­лено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Пси­хотерапия — это долговременный процесс реконструк­ции личности, характеризующийся глубокими измене­ниями в ее структуре Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвра­щающая развитие нежелательных осложнений, в кото­рой особое значение имеет диагностика. Консультиро­вание отказывается от концепции болезни, то есть при­знает право человека на большую вариативность пове­денческих реакций и психических состояний как здоро­вых, а не болезненных проявлений. Основной функци­ей психолога-консультанта является предоставление кли­енту необходимой психологической информации, сти­мулирование его активности работы над собой, что яв­ляется одной из задач психотерапии. Подготовка кон­сультанта не ориентирована на глубокое освоение мето­дов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что пси­хологическое консультирование — это «первичная пси­хотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «на­чальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Так­же отмечается функция психолога-консультанта как по­средника между клиентом и психотерапевтом.

Психологическое консультирование

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством пер­спективы, действующая осознанно, способная разраба­тывать различные стратегии поведения и способная ана­лизировать ситуацию с различных точек зрения. Разго­вор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультатив­ного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективно­сти консультирования.

В процессе консультирования психолог, как прави­ло, решает такие задачи: 1) помогает клиенту сориенти­роваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной си­туации; 2) актуализирует психические силы и способ­ности клиента, способствующие нахождению новых воз­можностей решения проблем. Соответственно консуль­тативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний ана­лиз необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставив­шие обратиться за помощью. В первую очередь выясня­ются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собственно процесс реа­лизации психологической помощи с использованием спе­циальных приемов и техник. Он включает психологи­ческую поддержку, оптимизацию психического состоя­ния и актуализацию психологических ресурсов клиен­та, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на ре-

Психологическое консультирование в структуре психологической помоши

зультаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной де­ятельности консультанта и клиента.

6. Типы и уровни психологического консультирования

К классификации психологического консультирова­ния можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную пе­риодизацию, принятую в России: младенчество (от рож­дения до 1-го года); преддршкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный воз­раст (6-10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год); зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет); пожилой возраст (60 - 75 лет); старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, при­меняемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент об­ратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психо-коррекционная помощь. В пожилом возрасте консуль­тирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возра­сту, и сама личность, человек все меньше может отве­чать за себя сам, все ниже его собственная продуктив­ность.

Психологическое консультирование

Другой категорией, служащей основанием для класси­фикации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консуль­тируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объе­динение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консуль­тирования: школьное, профессиональное, семейное, суп­ружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие.

Можно разделить виды консультирования по прин­ципу показаний: развивающее консультирование в про­тивоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от степени вме­шательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изме­нение (на этом уровне проводится индивидуальная кон­сультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимиза­ция межличностных отношений (может проводиться груп­повая консультация с элементами тренинга). 3. Органи­зационное развитие (управленческое консультирование).

7. Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

и требования, реализация которых является обязатель­ным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определен­ные принципы поведения психолога-консультанта, сле­дование которым не только обеспечивает этичность про­фессиональной деятельности, но и является залогом ус­пешности психологического воздействия.

Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимос­ти от характера конкретных психологических проблем.

1. Принцип причинности. Психолог стремится ра­зобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2. Консультативный альянс — высокий уровень от­крытости и доверия.

3. Проблемная диагностика — это процесс выявле­ния характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4. Условие эффективности: а) нестандартный под­ход, так как одинаковых случаев не бывает; б) ориента­ция на понимание, то есть говорить на языке клиента; в) ориентация на установки клиента; г) использование ре­комендаций и директив исключительно для определен­ных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабаты­вает как внушение, приводящее человека к самостоя­тельному решению» (Р. Мэй); д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов; е) формирование доверитель-

Психологическое консультирование

ных отношений всеми возможными способами; ж) под­держание мотивации долговременной работы: предуп­реждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положи­тельном эффекте уже на первой встрече; формулирова­ние нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмо­ционального отношения к консультации;

5. Психологическое посредничество, то есть пози­ция «третейского судьи» для помощи сторонам нахож­дения компромисса.

6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиен­та к принятию собственного решения. Директивная мо­дель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основ­ной идеи консультации, заключающейся в развитии кли­ентом своих психологических потенций.

7. Принцип безоценочного принятия, когда «психо­лог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).

8. Принцип профессионализма — адекватное фор­мирование психологической задачи и несоздавание у кли­ента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необ­ходимо переориентировать запрос в сторону возможно­го, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9. Ориентация клиента на самого себя. Локус конт­роля должен быть внутренний, а не внешний.

10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентриро­ваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.

8. Теоретические основы психологического

консультирования и механизмы психологического

воздействия

Необходимо отметить связь между позицией пси-

\ Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

\

холога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, пози­ция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны сле­дующим образом: 1. Консультант-советчик — дает кли­енту прямые советы; 2. Консультант-помощник — ока­зывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуа­лизации внутренних резервов и т.п.; 3. Консультант-экс­перт — показывает клиенту возможные варианты ре­шения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Позиции одного и того же консультанта могут ме­няться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в ди­рективном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуа­ции индивидуального консультирования: 1. Взаимодей­ствие на равных; 2. Взаимодействие с позиции «сверху»; 3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова).

Помимо этого встречается в литературе такой ре­пертуар ролей психолога-консультанта, как терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерно­стей; духовный наставник; «врачеватель души»; совет­ник; умелый фасилитатор.

Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога. Остановимся на краткой ха­рактеристике возможных подходов к практике психоло­гического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направ­ления: глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и

Психологическое консультирование

др.; бихевиоральное направление — социальное науче­ние, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — геш-тальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено).

Выделим основные понятия, используемые в каж­дом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой).

1) Глубинная психология, или психодинамическая те­ория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоана­лиза является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и на­учился воздействовать на них, преодолеть стереотипич-ность поведения и мышления, которая определяется про­шлым. Также задачей является сохранение баланса меж­ду внешними (социальными) и внутренними силами, дей­ствующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодина­мической теории, использует основную технику — сво­бодное ассоциирование, анализ символов повседневно­сти; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрей­довская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротив­ления как проявления более широкого механизма вы­теснения; анализ содержания переноса клиента.

2) Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружа­ющая среда воздействует на личность человека. Психо­лог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизнен­ные условия клиента с целью их изменения. Это строит­ся на следующих основных составляющих бихевиораль-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, на­блюдаемые действия). 3. Понимание контекста пробле­мы через функциональный анализ (причинно-следствен­ные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также исполь­зуются процедуры изменения: а) тренировка настойчи­вости (помогает преодолеть беспомощность и неадекват­ность) через вопросы, ролевые игры, перечисление аль­тернатив для принятия решения; б) тренировка релакса­ции (целенаправленное уменьшение тревожности, осно­ванное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) мо­делирование поведения и поощрение за желаемое пове­дение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рециди­вов, что дает контроль за собственным поведением. Стра­тегии предотвращения рецидивов разделяются по следу­ющим категориям: предвидение трудных ситуаций, регу­лирование мыслей и чувств, выявление нужных дополни­тельных навыков, выстраивание благоприятных последо­вательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема реци­дивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназ­начение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изна­чальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творчес­кого, активного, чувственного, точного, эмпатического,

Психологическое консультирование

не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное поня­тие, с которым работают психологи данного направле­ния, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и иде­ального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным.

Особое место занимает гештальттерапия, отличаю­щаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и те­перь», директивность; речевые изменения; метод пусто­го кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней со­баки» — пассивный с чувством вины, ищущий проще­ния; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гумани­стической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Из экспериментального исследования, касающего­ся того, какими теориями пользуются в своей работе отечественные психологи-практики и насколько они это осознают, проведенного А. Ф. Бондаренко, сделаны вы­воды, что наиболее мощными являются: эклектика; геш­тальттерапия; личностно-ориентированная терапия К. Роджерса; поведенческая психотерапия. Менее рас­пространенными оказались экзистенциальная психоте­рапия, транзактный анализ, адлеровская психотерапия, рациональная-эмотивная психотерапия. Наиболее «сла­бым» оказался психоанализ, а психотерапия здравым смыслом вообще была не отмечена. Подтвердилось пред­положение, что достижение адекватной профессиональ­ной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал.

Основным методом психологического консультиро­вания является интервью, так как оно является ситуаци­ей принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются профессионально-важ­ные качества психолога — личностная и профессиональ­ная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, цель которого — изменение отношения клиен­та к нему, нахождение альтернатив действий, пережи­ваний и мыслей. Основным способом воздействия пси­холога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель ин­тервью (Г.С. Абрамова). Кратко лишь определим каж­дую стадию:

а) Структурирование, задача достигнуть взаимопо­нимания (часто маркируют как «Привет!»), психологи­ческого комфорта и доверия;

б) «В чем проблема ?» — происходит выделение про­блемы;

в) «Чего вы хотите добиться ?», то есть желаемый результат;

г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу ?» — выработка альтернативных решений;

д) Обобщение результатов («Вы будете делать это ?»).

Руководствуясь многочисленными теориями, психо­логи-консультанты воздействуют на клиента. Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследовании по эффек­тивности психотерапевтической практики доказано, что эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, кроме того, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы. Отметим лишь некоторые из них ( В.Н. Цапкин): во-пер­вых, ослабление напряженности на первоначальной ста­дии интервью, во-вторых, расширение репертуара ког­нитивных схем, в-третьих, изменение поведения клиен­та за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии, в-четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и в-пятых, усвоенное или осознанное от­ношение клиента к новым формам поведения.

Обратившись к работам социальных психологов (Г.М. Андреева), в консультировании и психотерапии можно найти сходные механизмы, определяемые общи­ми закономерностями психологического воздействия: за­ражение, внушение, убеждение и подражание.

Психологическое консультирование

Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие информации или образцов пове­дения, а через передачу определенного эмоционального состояния (массовые психозы, религиозные экстазы, также отмечают отношения клиента и психолога), с по­мощью речевого воздействия, ритмов, восклицаний и иных средств При заражении осуществляется сопере­живание большой массой людей, или диадой, общего пси­хологического состояния.

Внушение представляет собой особый вид воздей­ствия, а именно: целенаправленное, неаргументирован­ное воздействие одного человека на другого или на груп­пу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом воспри­ятии. Внушение носит вербальный характер

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия человека, принимающего информацию Вывод должен быть сде­лан принимающим информацию самостоятельно. Убеж­дение — преимущественно интеллектуальное, а внуше­ние — эмоционально-волевое воздействие.

В последнем из вариантов психологического воздей­ствия — подражании — осуществляется не простое при­нятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Различают несколько видов подражания: а) логическое и внелогическое; б) внутреннее и внеш­нее; в) подражание-мода и подражание-обычай; г) под­ражание внутри одного социального класса и подража­ние одного класса другому.

Также можно выделить подходы к практике психо­логического консультирования в зависимости от стиля работы психолога В современной литературе описаны два основных стиля психологической работы — «внима-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ющий» и «влияющий» (Л.Д. Демина). Для внимающего консультирования характерны: закрытые вопросы (для прояснения сути проблемы и концентрации клиента око­ло одной темы), открытые вопросы (начинающиеся со слов «каким образом», «что», «зачем», что подталкивает к рефлексии и способствует возникновению дискуссий), минимальные поощрения (помогают рассуждать дальше, с помощью повтора последних двух-трех слов), пара­фраз (выделение сути последнего высказывания), кон­центрация на чувствах, обобщение (помощь в осозна­нии прогресса в интервью). Для влияющего стиля рабо­ты характерно: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влия­тельное обобщение.

На основе этого выделяют связь подходов к практи­ке консультирования с терапевтическими приемами, что отражено в таблице 1.

Таблица 1. Связь психотерапевтических приемов с порождающими их психотерапевтическими подходами.

Приемы

Психотерапевтические направления терапевтические

 
Закрытый вопрос   XX       X X X X   X X
Открытый вопрос X XX     X X X XX X X X X
Минимальное поощрение X X X X     X X   X X  
Парафраз   X XX XX X   X X   X X  
Концентрация на чувствах   X XX XX X   X X   X X  
Обобщение X X X X X   X X   X X  
Указание   XX       XX XX X X X X XX
Информационное сообщение   XX         X XX XX XX XX  
Выражение своих чувств       X X     X X   X  
Влияющее обобщение   X         X X X X X  

Психологическое консультирование

 
Интерпретация XX       XX XX XX X XX XX X X
Фокусировка внимания
на клиенте XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX
на других X X         X     XX X  
на теме ("топике")   XX         X XX XX   XX X
на консультанте       X X   X       X  
на отношениях       XX X   X       X  
на культурном контексте         X   XX X X   XX  
Терапевти ческие установки                        
первичная эмпатия \ X XX XX X   X X X X X X
продвинутая эмпатия позитивное отношение XX X XX X XX X XX X X XX X XX XX X X X XX X X XX XX X
теплота     XX XX X   X X     X  
конкретность X XX       X   XX X X X XX
конфронтация X X X X X XX X X X X X XX
аутентичность       X X X X X   X X  

Цифрами указаны психотерапевтические направле­ния:

1. Психоанализ, психодинамика; 2. Бихевиоральная терапия; 3. Недирективная терапия; 4. Современное роджерианство; 5. Экзистенциальная терапия; 6. Геш-тальттерапия; 7 Трансперсональная (холотропная) тера­пия; 8 Терапия черт и факторов; 9. Рационально-эмо-тивная терапия, 10. Транзактный анализ; 11. Терапия реальностью. 12 Стратегическая терапия.

9. Мотивы обращения к психологу и типы консультируемых

В настоящее время психологами принято следую­щее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрыв­ная связь. Далее, более подробно остановимся на крити-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ческих ситуациях, в которых оказывается человек, ис­ходя из мнения Р. Лазаруса, который ввел понятие пси­хологического стресса, и признал, что человек сам со­здает для себя трудности и стрессовые факторы

Проблемы, относящиеся к работе психолога, мож­но назвать «житейскими» проблемами — это те неис­числимые индивидуальные обстоятельства, случаи, эпи­зоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к психологу может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация. Во-пер­вых, обращение к психологу может быть связано с мни­тельностью клиента, излишней внимательностью его к своему здоровью, внутренним проблемам Например, пенсионеры без родственников и друзей, которым не­обходимо внимание к себе. Во-вторых, знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов (интеллектуального, эмо­ционального, физического) позволяют спокойно отно­ситься к спадам самочувствия, активности, настроения. Загадочность нежелательных явлений собственной жиз­ни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания. В-третьих, когда возникают кризисы, спа­ды, конфликты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, «ожидаю и притязаю». Причем, обраща­ясь, часто ожидают готовый рецепт, ясно и просто пред­писывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни. В-четвертых, это необходимость просто выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.

Можно выделить условно три типа клиентов (Н.Н. Обозов): а) неуверенный в себе клиент (часто при­чина обращения за помощью — желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвеши­вает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении воп­роса); б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затрудни-

Психологическое консультирование

тельного положения психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположени­ями сможет разобраться в ситуации»); в)клиент, все зна­ющий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение сво­ей проблемы или переходят в пограничные невротичес­кие состояния или уже имеют соматические заболева­ния, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).

Диагностика и последующее информирование кли­ентов об их индивидуальных психологических особен­ностях обнаруживает как согласие, так и несогласие от­носительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условия­ми этого несогласия являются социальная неодобряе-мость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыден­ного понятия) и субъективно-личностная неприемле­мость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других лю­дей и мнения психолога, а также зависит от пола и про­фессиональной принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируемых можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особеннос­тями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуве­ренность и установка, что личный опыт не заменяет ни­какие психологические исследования. Для второго типа характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность — это уникальное и таинствен­ное образование.

1. Диагностика

la. Исходная диагностика Нуль-тест

Цель: Выявить профессиональные позиции, которые можно улучшить.

Ведущий раздает копии теста членам группы и про­сит их заполнить. Заполненные формы не собираются, участникам предлагается сохранить их до окончания встреч. После окончания тренинга участников просят пересмотреть свои рейтинги и проанализировать, в ка­ких позициях произошли изменения, а какие все еще требуют внимания.

Оцените себя и ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 — низший балл, 10 — наивысший балл).

1. Как много вы знаете о мотивации и поведении людей 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

2. Насколько вы свободно общаетесь 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

3. Насколько вы удовлетворены образом своего Я 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

4. Что вы думаете о том, насколько остальные ценят вас как психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

5. Как вы сами оцениваете себя как психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

6. Как много вы знаете о работе практического пси­холога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

7. Насколько у вас богатый опыт в практической психологии 1...2...3...4...5...6..7...8...9...10

8. Какую роль играет получаемое образование в ус­пешности вашей профессиональной деятельности как психолога-практика 1...2...3...4...5...6...7...8...9... 10

9. Насколько хорошо вы работаете над своим про­фессиональным совершенствованием 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

10. Насколько вы получаете удовольствие, помогая другим людям 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Психологическое консультирование

11. Насколько вы любите представлять себя в буду­щем практическим психологом 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

12. Насколько ваше профессиональное будущее за­висит от вас 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

13. Насколько хорошо вам известны функциональ­ные обязанности и права практического психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Насколько вам свойственно:

14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я пони­маю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий дру­гих. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что вы­ражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соот­ношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10