Регулятор температуры прямого действия

Регулятор температуры прямого действия (РТП). Для поддержания заданной температуры среды в системах судовых дизелей широкое применение получили РТП различных модификаций.

Конструкции двух таких регуляторов приведены на рис. 32.

Внутри одного из них (рис. 32, а) между корпусом 13 и крышкой 3 установлено седло 1 с кронштейном 10. Количество охлаждаемой среды, направляемой в охладитель и на перепуск, определяется положением стакана 2, клапан 7 которого опирается на седло 1, а клапан 12 – на гнездо в корпусе 13 регулятора.

При повышении температуры охлаждаемой среды объем жидкости в чувствительном элементе (сильфоне 8) увеличивается. Сильфон разжимается и, упираясь в бурт стакана 2, смещает его, растягивая пружину перегрузки 11 вниз. Проходное сечение верхнего клапана увеличивается, а нижнего – уменьшается. Большая часть охлаждаемой среды поступает в охладитель.

С понижением температуры среды сильфон 8 сжимается и пружина возврата 9 прикрывает клапан 7, направляя большую часть воды (смазочного масла) на перепуск, минуя охладитель.

Рисунок 32 – Регулятор температуры прямого действия  

Сильфон в верхней части связан со штоком 6, опирающимся на регулировочный винт 5. Вращением последнего терморегулятор настраивают на заданное значение температуры. После настройки положение винта стопорят контргайкой 4.

У регуляторов температуры второй модификации (рис. 32, б) чувствительный элемент состоит из двух: сильфонов 4, 6. Сила упругости первого может регулироваться винтом 3. В трехходовом корпусе 9 регулятора размещены золотник 8 с пружиной 10 возврата, и термобаллон 1, заполненный жидкостью с большим коэффициентом линейного расширения.

При отклонении температуры воды (смазочного масла) от заданного значения объем жидкости в термобаллоне меняется, сильфон перестановки 6 растягивается или сжимается. Шток 7 и пружина возврата 10, смещают золотник 8 вверх или вниз. С повышением температуры среды сильфон 6 сжимается и через шток 7, преодолевая силы натяжения пружины 10, сдвигает вниз золотник 8. Окно а в трехходовом корпусе 9 регулятора открывается, а окно б перекрывается. Большая часть охлаждаемой жидкости поступает в охладитель. В случае понижения температуры среды золотник пружиной возврата 10 сдвигается вверх и через открываемые окна б большую часть воды (смазочного масла) направляет на перепуск.

Высота подъема золотника в данном случае определяется зазором между донышками сильфонов 4 и 6. Заданное положение донышка сильфона настройки 4 устанавливают регулировочным винтом 3 через шток 5 и пружину 2. Для повышения степени чувствительности регуляторы некоторых модификаций имеют два термобаллона. Основной из них воспринимает изменения температуры охлаждаемой среды (воды, смазочного масла) на выходе из дизеля, а дополнительный – изменение температуры воздуха, окружающего дизель.

При увеличении температуры воздуха объем заполнителя дополнительного баллона увеличивается, и часть заполнителя перетекает в основной баллон, дополнительно перемещая золотник вниз.