Автоматическая швартовная лебедка
Швартовные лебедки часто выполняют автоматическими, в особенности на морских судах. Наиболее простыми и гибкими получаются автоматические швартовные лебедки с гидроприводом. Одна из возможных схем электрогидравлической швартовной лебедки показана на рис. 11.
Рисунок 11 – Автоматическая швартовная лебедка |
Она состоит из барабана 6, снабженного ленточным тормозом, двухступенчатого цилиндрического редуктора 3 и турачки 1. Колесо первой ступени редуктора зацепляется с двумя шестернями 13 и 14, приводимыми каждая своим аксиально-поршневым гидродвигателем 11 и 12 соответственно. Турачка сидит на грузовом валу 2 жестко, а барабан соединяется с этим валом кулачковой муфтой 9, управляемой винтовым механизмом 7. Лебедка снабжена двумя канатоукладчиками 5 и 8, каждый из которых может включаться своим кулачковым механизмом 4 или 10.
В процессе работы лебедки с ручным управлением при действии в канате номинального тягового усилия включены оба гидродвигателя, питаемые маслом от специального насоса с электроприводом. На режиме выбирания ненагруженного каната один гидродвигатель отключается, а второй при той же производительности насоса работает с большим расходом масла, следовательно, при большей частоте вращения.
На автоматическом режиме масляный насос отключается и при выбирании каната, когда его натяжение сделается меньше заданного, гидродвигатели питаются от масляной аккумуляторной батареи со сливом масла в пневмобак. Когда натяжение швартова становится больше заданного, канат травится и, вращая барабан, раскручивает гидродвигатели в обратном направлении, переводя их в насосный режим работы. При этом масло из пневмобака перекачивается в аккумуляторную батарею, которая на этом режиме заряжается.
Настройка лебедки на разное тяговое усилие при работе в автоматическом режиме осуществляется изменением давления масла в напорной магистрали.