Международная правосубъектность наций и народов.

Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и нации на самоопределение и как следствие приобретается статус субъекта международного права. Устав ООН и международные акты рассматривают «нацию», «народ», как однородные, идентичные категории. Однако, правосубъектность не возникает сама по себе из реализации права на самоопределение. И другое, самоопределение выражается в различных формах, при которых проблема международной правосубъектности может не возникать. Кроме того принцип равноправия и самоопределения не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и единства общества.

В связи с этим в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.1992 г. говориться: «Не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемое посредством законного воздействия следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдение принципом территориальной целостности и принципом соблюдения прав человека».

И поэтому следует отличать: самоопределение народа (нации) не имеющего государственности, от самоопределения народа (нации), имеющей такую государственность (уже реализованного такого права и, находясь под суверенитетом и защитой государства,) то есть, является субъектом международного права.

Самоопределение народа (нации) внутри многонационального государства не означает его территориального отделения.

Самоопределение и создание независимого государства характерно для народов(наций) колониальной зависимости от метрополии, включая право на официальные отношения регулируемые дипломатическим и консульским правом.

К условиям, относящимся к реализации права на самоопределение является - нарушение конституционных прав народа(дискриминация-ущемление прав законодательством).

 

Федеративное государство -как субъект международного права в международных отношениях, обладая суверенитетом и правоспособностью выступает как единый субъект международного права. Оно имеет: свое представительство, заключает международные договора, в пределах своей юрисдикции реализует свои права и обязательства.

В положении Венской Конвенции «о праве международных договоров» говорится «об обязательности договора для каждого участника в отношении всей его территории» (ст. 29). Оно действительно и для федеративных государств в силу положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 28) и (ст. 50) Международного пакта о гражданских и политических правах. Постановления обоих пактов «распространяется на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений и изъятий».

Такое положение нашло отражение и во внутреннем государственном праве. В Конституции РФ( ст.17 п. «к») «в ведении РФ находятся «внешняя политика, международные договоры РФ, международные отношения».

К примеру, ст. 6 (VI) Конституции США квалифицирует заключенные от имени США договоры наравне с конституцией и законами, как «верховное право страны». «Внешние сношения, все вопросы, касающиеся взаимоотношений союза с каким-либо иностранным государством», конституция Индии относит к компетенции Союза. Участие составных частей (субъектов) РФ в заключение международных договоров не стало предметом (объектом) конституционного регулирования. Этот вопрос решен в федеральных законах «О международных договорах РФ» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». В них закреплено, что «международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с органом государственной власти заинтересованного субъекта РФ, а по предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, предложения соответствующих органов рассматриваются при подготовке проекта соглашения, договора. Субъекты РФ осуществляют международные и экономические связи только на уровне субъект РФ и субъектов иностранного государства. В ФРГ это положение закреплено конституционально (ст. 32 п. 2). Перед заключением Федерального договора «затрагивающее особое положение какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана».

Однако Конституция РФ регулирует такой вопрос как выполнение международных договоров, включая сферу деятельности совместного ведения и ее субъектов (ст. 72 ч. 1) можно сделать вывод о том (резюмировать), что Конституция закрепила общефедеральную силу международных договоров. Хотя в ст. 4 ч. 2 речь идет о верховенстве Конституции и федеральных законах на всей территории РФ.

Таким образом, в условиях федеративного государства, реализация правосубъектности России обеспечиваются не только федеральными законами и органами власти, но и органами власти субъектов РФ в пределах их полномочий. Российской Федерации -как федеративному государству, присущи все признаки основного субъекта международного права с самостоятельным международно-правовым статусом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся:

федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; внешняя политика и международные отношения; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, континентального шельфа и др.