Д. Краткая история организационного разделения Церкви

Иногда возникают причины, по которым внешнее, или видимое, един­ство церкви поддерживать невозможно. Краткий обзор истории организаци­онного разделения Церкви поможет выявить некоторые из этих причин5 и объяснить, каким образом возникли современные деноминации.

В течение первого тысячелетия Церковь сохраняла практически полное внешнее единство. Существовали некоторые незначительные разделения в период споров с группами, подобными монтанистам (II в.) и донатистам (IV в.), а также с некоторыми монофизитскими церквами (V—VI вв.), однако в ос­новном все были категорически против разделений в теле Христовом. Напри­мер, Ириней, епископ II в., сказал о тех, кто стремился к разделениям в Церк­ви: «Никакая реформа, осуществляемая ими, не в состоянии компенсировать тот вред, который происходит от раскола» (Против ересей 4.33.7).

Первое большое разделение в Церкви произошло в 1054 г. н. э., когда Во­сточная (ныне Православная) церковь отделилась от Западной (Римско-ка­толической) церкви. Причина заключалась в том, что папа своей собствен­ной властью изменил исповедание веры6, а Восточная церковь полагала, что он не имел на это никакого права.

Затем, в XVI в. Реформация разделила Западную церковь на Римско-ка­толическую и протестантскую, хотя часто возникало сильное сопротивле­ние формальному разделению. Мартин Лютер хотел реформировать Церковь, не разделяя ее, однако в 1521 г. он был отлучен. Англиканская (епископаль­ная) церковь не отделилась от Рима, и тоже была отлучена в 1570 г.; поэтому она может утверждать: «Мы страдаем от раскола, но не мы совершили его». С другой стороны, существовало много протестантов, особенно среди анабап­тистов, которые хотели формировать церкви только из верующих, и начиная с 1525 г. они стали создавать отдельные церкви в Швейцарии и других частях Европы.

В века, последовавшие за Реформацией, протестантизм раскололся на сотни небольших групп. Иногда вожди этих новых групп сожалели о подоб­ных разделениях: Джон Уэсли, хотя и был основателем методизма, говорил, что никогда не переставал быть членом англиканской церкви. Часто случа­лось так, что причиной разделения становились вопросы свободы совести и религиозной свободы, как, например, в случае с пуританами и многими пие-тистскими группами. С другой стороны, иногда и языковые различия (как,

5 С этого места и до конца главы большое количество материала было взято из моей
статьи «Separation, Ecclesiastical», подготовленной для The Tyndale Encyclopedia of Christian
Knowledge
(Wheaton, 111.: Tyndale House, copyright 1971), которая, однако, так и не была
опубликована. Материал использован с разрешения.

6 См. рассуждения ofdioque (филиокве) в гл. 13.


Глава 44. Чистота и единство Церкви__________________ 993

напр., среди различных групп иммигрантов в Америке) приводили к основа­нию отдельных церквей.

Всегда ли разделения на различные организации и деноминации были обоснованными? Хотя между основными отделившимися церквами почти все­гда существовали серьезные богословские различия, можно говорить о том, что слишком часто, и особенно в последнее время, подлинными мотивами для разделений были мотивы, продиктованные эгоизмом. И Жан Кальвин, веро­ятно, был прав, когда говорил: «Гордость или самовосхваление есть причина и начало любых несогласий, когда каждый человек, претендуя на что-то та­кое, к чему он не предназначен, стремится подчинить своей власти других»7. Он говорит также: «Честолюбие всегда было, и до сих пор остается, матерью всех заблуждений, разногласий и сект»8.

В середине XX в. экуменическое движение стремилось к организационно­му единству между деноминациями, однако без заметного успеха. Это движе­ние не получило сердечного одобрения и поддержки со стороны евангельских христиан. С другой стороны, в 1960-х гг. рост харизматического движения внутри практически всех деноминаций, широкое распространение библейских школ и молитвенных групп и снижение осведомленности светских людей в вопросах учения привели к значительному росту действительного единства в общении — даже между протестантами и католиками — на местном уровне.

Хотя в предыдущих абзацах говорилось о разделении в смысле формиро­вания отдельных организаций, существует также два других, более серьезных типа разделения, о которых следует упомянуть: 1) никакого сотрудничества. В данном случае церковь или христианская организация отказывается прини­мать участие в совместных акциях с другими церквами (таких, как проведе­ние евангелизационных кампаний, или совместных богослужений, или вза­имное признание рукоположения); 2) никакого личного общения. Такой тип раз­деления подразумевает крайне жесткое стремление избегать любого личного общения с членами других церквей, запрещение совместной молитвы или со­вместного изучения Библии, а иногда даже запрещение обычных обществен­ных контактов с членами других церковных групп. Рассмотрим возможные причины этих типов разделения.