Подвижные лаборатории измерительной техники

 

Высокая боеготовность ВВТ достигается постоянным наличием в местах их эксплуатации исправных и поверенных средств измерений, с помощью которых осуществляется контроль и диагностика технического состояния, настройка и регулировка образцов ВВТ. При обслуживании сложных образцов ВВТ до 70% трудозатрат приходится на проведение измерительных операций. Это обстоятельство требует приближения технической базы метрологического обслуживания средств измерений к местам дислокации войск (сил). Решение этой проблемы достаточно эффективно осуществляется с помощью войсковых подвижных лабораторий измерительной техники (ПЛИТ) выездными метрологическими группами (ВМГ).

Подвижная лаборатория измерительной техники военного назначения (ПЛИТ ВН) - это метрологический комплекс военного назначения, размещенный на различных транспортных средствах, оснащенных системами жизнедеятельности и энергообеспечения, и предназначенный для поверки и ремонта средств измерений военного назначения в местах дислокации войск (сил).

В качестве транспортных средств для ПЛИТ наиболее широко используются автомобили высокой проходимости с прицепами и переоборудованные купейные железнодорожные вагоны (ЖКЛ – железнодорожные контрольные лаборатории). Наиболее распространены автомобильные ПЛИТ, что объясняется их сравнительно высокой автономностью, мобильностью при передислокации на средние расстояния (до 200 – 400 км) и относительно низкой стоимостью. Расчетом ПЛИТ является выездная метрологическая группа (ВМГ), назначаемая приказом начальника МВЧП.

В своем развитии ПЛИТ прошли три этапа:

1. Возимый комплект рабочих эталонов и вспомогательных средств измерений, используемых в стационарных условиях (ПКПП-2; КРИЛ-2; ПЛИТ-А3-2).

2. Подвижный комплекс поверочного оборудования, обеспечивающий развертывание рабочих мест по поверке и ремонту СИВН в полевых и стационарных условиях (ПЛИТ-А2-3; ПЛИТ-АР; ПЛИТ-У2-1).

3. Подвижный автономный метрологический комплекс, оснащенный автоматизированными рабочими местами (АРМ), обеспечивающий (в различных вариантах комплектации) метрологическое обслуживание большей части номенклатуры СИВН (ПЛИТ-А1-2;

ПЛИТ-А2-3М; ПЛИТ-А2-4; ПЛИТ-А2-5; ПЛИТ-А2-6; ПЛИТ-А3-2М).

 

Характеристики некоторых современных автомобильных ПЛИТ представлены в таблице 3.1.

 


Таблица 3.1. – Подвижные лаборатории измерительной техники

ПЛИТ НАЗНАЧЕНИЕ СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ Трансп.база
ПЛИТ-А1-2 Поверка, регулировка и текущий ремонт СИ на местах их эксплуатации АРМ-1- поверка СИ времени, эл.величин,ЭЛО,апп.НЧ и УЗИ РМ-2,4,6-поверкаСИмедиц.назн АРМ-3-поверка СИ давления РМ-5-поверка СИ массы РМ-7- поверка СИ эл.величин ДЭС-16 кВт Кузов-фургон К2-4320Д на шасси автомобиля КамАЗ-43114
ПЛИТ-А2-4/1 Поверка, регулировка и текущий ремонт СИ на местах их эксплуатации АРМ-1-1-поверка СИ давления АРМ-1-2- эл.велич. и времени АРМ-1-3-радиотехн.величин(*) РМ-1-1-геометрич.величин РМ-1-2- массы РМ-1-3-расхода и объема жидк. РМ-1-4- эл.величин. ДЭС-16 кВт Кузов-фургон К4.5350 (К2-4320Д) на шасси автомобиля КамАЗ-5350 (КамАЗ-43114)
ПЛИТ-А2-4/2 Поверка, регулировка и текущий ремонт СИ на местах их эксплуатации АРМ-2-1- поверка СИ радиотехнических величин АРМ-2-2- поверка СИ радиотехнических величин АРМ-2-3- поверка СИ радиотехнических величин. ДЭС-16 кВт. Кузов-фургон К4.5350 (К2-4320Д) на шасси автомобиля КамАЗ-5350 (КамАЗ-43114)
ПЛИТ-А2-4/4 Диагностирова-ние и текущий ремонт СИ на местах их эксплуатации АРМ ДР –диагностирование, регулировка и ремонт СИ радиотехнических, электрических величин и приборов давления. РМ СС – слесарно-мех.работ по ремонту СИ. ДЭС-16 кВт. Кузов-фургон К4.5350 (К2-4320Д) на шасси автомобиля КамАЗ-5350 (КамАЗ-43114)
ПЛИТ-А2-5/1 Поверка, регулировка специальных СИ, применяемых при ТО радио-электронного оборудования средств наземного контроля авиационной техники РМ-1- поверка и регулировка специальных СИ радиоэлектронного оборудова летательных аппаратов. РМ-2-поверка и регулировка специальных СИ авиационного оборудования и ВВТ. РМ-3- поверка и регулировка измерителя воздушных давлений ИВД. ДЭС-16 кВт. Кузов-фургон К4.5350 (К2-4320Д) на шасси автомобиля КамАЗ-5350 (КамАЗ-43114)
ПЛИТ-А3-2М Поверка, регулировка и текущий ремонт СИ на местах их эксплуатации Лаборатория 1: поверка СИ эл. величин, давления и разряжения, массы. Лаборатория 2: поверка СИ радиотехнических величин. ДЭС-16 кВт. 2 Кузов-фургона К4.5350 (К2-4320Д) на шасси и прицепе (СМ3-782) автомобиля КамАЗ-5350 (КамАЗ-43114)

 

К эксплуатации ПЛИТ допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию и квалификационную группу по технике безопасности. Руководитель работ должен иметь 4-ю квалификационную группу и осуществлять надзор за соблюдением правил техники безопасности. К техническому обслуживанию кондиционера допускаются лица, прошедшие специальную подготовку по эксплуатации холодильных установок. Персонал, работающий на АРМ, должен пройти обучение на курсах пользователей ПЭВМ (ноутбуков) и специального программного обеспечения.

Типовые условия эксплуатации ПЛИТ:

- температура окружающего воздуха -40….+40 гр.С;

- относительная влажность до 98% при Т=25 гр.С;

- атм. давление 60 – 104 кПа (460-780 мм.рт.ст.);

- электропитание от распределительных щитов внешних сетей 3-х фазного тока частотой (50 +- 1,0) Гц напряжением (380 +-38) В или от встроенного дизельного электроагрегата (16 кВт);

- наличие 1-фазного напряжения (220+-22) В (50+-1) Гц на розетках распределительных щитков рабочих мест;

- электропитание освещения (24+-4) В обеспечивает освещенность на рабочих местах не менее 150 лк;

- потребляемая мощность не более 7,5 кВА;

- сопротивление изоляции фаз силовой сети относительно корпуса кузова-фургона не менее 0,5 Мом;

- активное сопротивление заземленя между корпусом щита и корпусами защищаемого оборудования не более 1 Ом;

- время непрерывной работы в рабочих условиях не менее 16 часов.

В комплект автомобильной ПЛИТ обычно входят:

- автомобиль с кузовом-фургоном (может быть и прицеп с кузовом-фургоном);

- комплект средств жизнеобеспечения обслуживающего персонала;

- комплект конструктивно и функционально законченных рабочих мест для метрологического обслуживания различных средств измерений;

- система энергообеспечения;

- автономные источники электропитания;

- комплект эксплуатационной документации.

Средства измерений ПЛИТ, которые находятся на длительном хранении на открытых площадках, как правило снимаются и содержатся в отапливаемых помещениях. На местах хранения СИ вывешивают ярлыки с указанием номера машины и места с которого они сняты. Эти СИ могут использоваться в стационарных условиях, но в готовности к срочному возврату в состав ПЛИТ.

При переходе в повышенную степень боевой готовности ПЛИТ укомплектовываются повышенными запасами топлива, обменным фондом СИ и ЗИП, средствами обогрева и освещения, инструментом и средствами самоэвакуации автотехники, средствами для размещения личного состава и камуфлирующими сетками.

Работа ВМГ на базе автомобильных ПЛИТ организуется путем последовательного объезда всех обслуживаемых воинских частей. При использовании железнодорожных, авиационных и корабельных ПЛИТ работа организуется кустовым методом (ПЛИТ разворачивается и применяется на базе одной из обслуживаемых воинских частей). Места развертывания ПЛИТ должны иметь необходимое электропитание и подъездные пути для удобства доставки средств измерений. Доставка СИ на поверку (ремонт) к месту работы ВМГ и обратно производится силами и средствами воинских частей – владельцев средств измерений.

Работа ВМГ планируется начальником МВЧП на основе утвержденного плана-графика представления средств измерений на поверку (ремонт) и отражается в годовом и месячных планах работы МВЧП.

На время работы в войсках приказом начальника МВЧП назначается старший ВМГ и определяется ее состав (расчет).

Старший ВМГ отвечает за:

- подготовку группы к работе на выезде;

- правильную организацию работы по поверке и ремонту СИ в соответствии с план-заданием расчету ВМГ;

- качество поверки и ремонта СИ;

- правильную эксплуатацию и сохранность рабочих эталонов, поверочного оборудования, транспортных средств и поверительных клейм;

- выполнение правил и мер безопасности;

- состояние воинской и трудовой дисциплины, организацию нормальных условий работы и быта личного состава, подчиненного ему на время командировки.

Перед выездом ПЛИТ необходимо за 7-10 дней до прибытия ВМГ распоряжением заместителя командира соединения (воинской части) известить командиров воинских частей (подразделений) и начальников метрологических служб о предстоящих поверочных и ремонтных работах ПЛИТ и дать необходимые указания по подготовке к этим работам.

По прибытии в воинскую часть старший ВМГ представляется командиру воинской части, докладывает ему о своем задании, после чего совместно с начальником метрологической службы составляет план работы, который утверждается командиром части и доводится до командиров подразделений. Средства измерений, встроенные в образцы ВВТ, если есть техническая возможность, поверяются без демонтажа. Работы по их поверке проводятся в присутствии представителя воинской части, который осуществляет необходимые переключения или демонтаж поверяемых СИ.

По окончании работы старший ВМГ составляет акт-справку в трех экземплярах (1 в ВЧ; 2-й НМС соединения; 3-й в МВЧП). Содержание акта-справки и результаты работы старший ВМГ докладывает командиру обслуженной воинской части и по каналам связи начальнику МВЧП.