Система обеспечения единства и точности измерений в области обороны и безопасности

 

В Федеральном законе 1996 г. №61-фз «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории.

Общее понятие безопасности определено в Законе РФ 1992 г. №2446-1 «О безопасности» - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Организационную основу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляет Метрологическая служба Вооружённых Сил РФ и находящееся в её ведении ФГУ «32 ГНИИИ Минобороны России», функционально определенное Государственным научным метрологическим центром для сферы обороны и безопасности, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности, метрологические воинские части и подразделения и другие поверочные органы метрологических служб сферы обороны и безопасности, которые, в основном, соответствуют решаемым задачам. Их развитие определяется планами и руководящими документами силовых министерств и ведомств.

Созданная в 1997 году по инициативе Минобороны России и Госстандарта России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти области обороны и безопасности система по обеспечению единства и требуемой точности измерений в сфере обороны и безопасности (СОЕТИСОБ) позволила без дополнительных затрат путём комплексного использования метрологических потенциалов ее участников, организации их эффективного взаимодействия и координации успешно решать задачи обеспечения единства измерений в силовом блоке.

В соответствии с «Положением о системе обеспечения единства и точности измерений в сфере обороны и безопасности РФ» (Постановление Госстандарта 1997 г.№10) была выполнена большая работа по формированию структуры СОЕТИСОБ (рис.1.9) и аккредитации соответствующих метрологических служб.

 

СОЕТИСОБ
МКНТС
32 ГНИИИ МО ( ГНМЦ МО)

 

Рис.1.9. Состав системы обеспечения единства и точности

измерений в области обороны и безопасности

 

СОЕТИСОБ регулирует отношения метрологических служб и организаций сферы обороны и безопасности в процессе совместного решения метрологических задач и применения военных эталонов 32 ГНИИИ МО в качестве исходных. Начальники метрологических служб совместно работают в рамках межведомственного координационного научного совета (МКНС). При 32 ГНИИИ функционирует межведомственный координационный научно-технический совет (МКНТС), который вырабатывает основы согласованной научно-технической политики.

В основу СОЕТИСОБ положены следующие принципы:

· самостоятельность и независимость метрологических служб;

· взаимодействие метрологических служб;

· взаимное признание результатов метрологических работ;

· использование единой базы военных эталонов;

· создание совместного фонда нормативно-технических документов;

· унификация военной метрологической техники и СИВН;

· формирование единых реестров;

· финансирование взаимных метрологических работ.

К настоящему времени в СОЕТИСОБ возник некоторый дисбаланс между возрастающими потребностями в обеспечении единства, требуемых точности, полноты, своевременности, оперативности измерений, достоверности контроля параметров (тактико-технических характеристик) ВВТ и существующим состоянием технической базы, организационных и нормативных основ обеспечения единства измерений.

Быстрый рост требований к точности измерений, их динамическим и частотным диапазонам, связанный с созданием и использованием высокоточного оружия, систем его навигационно-временного, топогеодезического, метеорологического обеспечения, цифровых систем связи и боевого управления, решением проблем заметности и скрытности современных вооружений, внедрением нанотехнологий военного назначения, не в полной степени соответствует существующим темпам развития системы обеспечения измерений и переоснащения войск средствами метрологического обеспечения. Большинство эталонов устарели, требуют модернизации или замены эталонами второго поколения. Поэтому в рамках государственной программы вооружений планируется к 2015 году создать и принять на вооружение 19 наименований новых специальных военных эталонов.

Стратегия развития организационных основ обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности вошла составной частью в документ «Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года» (Приказ Минпромторга 2009г. №529). Она состоит в перестройке и включении в состав существующей системы обеспечения единства измерений силового блока федеральных органов исполнительной власти с преобразованием ее в Единую метрологическую систему сферы обороны и безопасности (ЕМС СОБ), ассоциированную с метрологической системой предприятий оборонно-промышленного комплекса.

ЕМС СОБ должна быть организована в соответствии с новым метрологическим законодательством и обеспечивать:

· требуемый уровень единства измерений при создании и эксплуатации современных вооружения, военной и специальной техники;

· гармонизацию метрологических документов;

· выработку и реализацию единой военно-технической политики и системных процедур развития и совершенствования средств измерений военного назначения и эталонной техники, их унификацию и сокращение номенклатуры в интересах всех участников создания и эксплуатации оборонной продукции;

· аккредитацию метрологических служб на выполнение отдельных метрологических работ исключительно по их технической компетентности, без территориальных и ведомственных ограничений на оказание метрологических услуг, повышение роли и возможностей метрологических служб предприятий оборонно-промышленного комплекса по решению задач обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа;

· комплексное использование метрологических потенциалов заказчиков и изготовителей оборонной продукции;

· создание эффективной системы государственного метрологического надзора за обеспечением единства измерений в сфере обороны и безопасности и оборонно-промышленном комплексе путем его проведения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный надзор в подведомственных областях деятельности;

· организацию взаимодействия, ведомственной и межведомственной координации метрологических служб, расширение функций и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, за выработку единой технической политики и нормативно-правовое регулирование работ в части особенностей обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности и создания вооружения, военной и специальной техники;

· совершенствования координации и осуществления совместных программ в области метрологического обеспечения войск (сил) в рамках создания и развития объединенной системы метрологического обеспечения войск (сил) государств-участников СНГ;

· рациональное сочетание в процессах создания оборонной продукции форм государственного регулирования единства измерений (для средств измерений военного назначения и средств измерений, обеспечивающих безопасность) и ведомственного регулирования (для нестандартизованных технологических средств измерений);

· повышение мобилизационной готовности организаций оборонной промышленности решать задачи метрологического обеспечения обороны и безопасности;

· повышение качества и эффективности создаваемых вооружения, военной и специальной техники, особенно высокоточного оружия, требующего применения специальных военных эталонов и мобильных эталонов переносчиков в процессе его создания.

Стратегия развития нормативной базы обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности предусматривает плановое обновление нормативной базы в соответствии с вступившим в действие новым федеральным законодательством об обеспечении единства измерений. В ближайшее время должна быть разработана «Концепция обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности и оборонно-промышленном комплексе до 2020 года».