ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, СТИЛИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

исторические эпохи стили в культуре идея стиля признаки стиля, объекты
1. Культура первобытности (присваивающая и элементарная производящая)   – палеолитический Выживание через воспроизводство рода – проекция вожделения Фигурки животных, женские гипертрофированные фигурки
– неолитический Выживание через борьбу со страхами: враждебный мир природы, охота, Наскальные рисунки охоты, битвы, смерти; изображения животных, первые тотемы
– мезолитический Мистика, шаманы и духи Изображение духов, земли-прародительницы, календарь
2. Культура древних цивилизаций (сельскохозяйственная, производящая) – доперуанский МИФ Идея бога (богов), его жертв и приемников на земле, доминанта силы, власть героев – тотемы: полуживотные – полулюди, календари (земледельческий и астрологический)
– ассирийский и шумерский – герои, вожди, завоеватели, сцены войны или охоты;
– древнеегипетский – символы смерти и жизни
– древнеиндийский – древнекитайский     – символы круговорота жизни – символы мудрости жизни  
– древнекитайский – символика мудрости жизни
4. Античная культура – геометрический ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) Идеализация, обожествление человека и очеловечивание богов   – статика, сверхсила
– классики – золотое сечение, пластическая гармония (динамика, оживление)
– эллинизма – симметрия, мера, уравновешивание свободная колонна, колоннада  
– древнеримский   – индивидуализация (скульптурный портрет), арки и аркады, форумы, цирки, фальш-колонна

 

5. Культура раннего и позднего средневековья – византийский (мистический материализм) РЕЛИГИЯ Безграничное и грозное могущество Бога Христос во славе, «страшный суд»   канон (иератичность, плоскостность) изображений, яркость мозаик (смальта), колонн, аскетичность снаружи, кубоватая капитель, аркада на колоннах
– романский   Массивные стены, окна-бойницы, круглые или крестообразные в основе храмы, башни и базилики,в изображениях – многочисленные отклонения от реальных пропорций тела, стенные росписи и монументальные рельефы  
– готический Материнство, нравственное страдание, мученичество, душевная стойкость человека – жертвы насилия, стремление к свету Устремленность конструкций вверх, витражи, круглое окно-роза, подвижность скульптурных фигур,
6. Культура эпохи Возрождения   – кватроченто (наименование ХV в) Гуманистический реализм и очеловечивание искусства Возврат к античной классике, реалистичность изображений, но подкладные фоны и
– ренессанс (примерно с ХIV по ХVII века) Изучение человека, Vitruvian Man Да Винчи, светотени и объемность, разумность и рационализм
– раннее барокко (на рубеже ХVII в) Популистская концепция церковного искусства, общее чувство благоговения надуманная красота, «украшательство»

 

  7. Культура Нового времени (эпоха Просвещения) – барокко итал. bаroссо – вычурный, странный (ХVII в) кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому Богатое количество деталей, зачастую ярких полихромией, менее реалистические лица и предметы, причудливость исполнения
– рококо (1-я половина ХVIII в) гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры   эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях галантная игривость, фривольная беззаботность камерность, миниатюрность
– классицизм (XVII-XIX вв)   обращение к античному искусству идея гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности бескомпромиссность, созвучная революционным идеалам третьего сословия строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов, каноны, отвлеченность от конкретных образов изысканная простота (англ. парки) гражданский пафос,
– ампир (три первых десятилетия XIX в) Парадность и пышность, величественная мощь и воинская сила монументальные формы массивных портиков, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и пр.)

 

8. Европейская культура XX века – реализм лат. realis – действительный вещественный   объективное, правдивое и натуралистическое изображение действительности Свет и цвет, возврат к корням стиля – этнический стиль и американский практицизм
– романтизм мятежность и контрасты: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное Авторское начало, мистицизм (вампиры), вселенские катастрофы и пр., архитектура «грез»: сказочные замки, парковые ансамбли.
– модерн идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.   Здания с различно оформленными фасадами, антисимметрия, Богатейшие возможности формообразования, подчёркнуто индивидуализированный образный строй; орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана