ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, СТИЛИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
исторические эпохи | стили в культуре | идея стиля | признаки стиля, объекты |
1. Культура первобытности (присваивающая и элементарная производящая) | – палеолитический | Выживание через воспроизводство рода – проекция вожделения | Фигурки животных, женские гипертрофированные фигурки |
– неолитический | Выживание через борьбу со страхами: враждебный мир природы, охота, | Наскальные рисунки охоты, битвы, смерти; изображения животных, первые тотемы | |
– мезолитический | Мистика, шаманы и духи | Изображение духов, земли-прародительницы, календарь | |
2. Культура древних цивилизаций (сельскохозяйственная, производящая) | – доперуанский | МИФ Идея бога (богов), его жертв и приемников на земле, доминанта силы, власть героев | – тотемы: полуживотные – полулюди, календари (земледельческий и астрологический) |
– ассирийский и шумерский | – герои, вожди, завоеватели, сцены войны или охоты; | ||
– древнеегипетский | – символы смерти и жизни | ||
– древнеиндийский – древнекитайский | – символы круговорота жизни – символы мудрости жизни | ||
– древнекитайский | – символика мудрости жизни | ||
4. Античная культура | – геометрический | ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) Идеализация, обожествление человека и очеловечивание богов | – статика, сверхсила |
– классики | – золотое сечение, пластическая гармония (динамика, оживление) | ||
– эллинизма | – симметрия, мера, уравновешивание свободная колонна, колоннада | ||
– древнеримский | – индивидуализация (скульптурный портрет), арки и аркады, форумы, цирки, фальш-колонна |
5. Культура раннего и позднего средневековья | – византийский (мистический материализм) | РЕЛИГИЯ Безграничное и грозное могущество Бога Христос во славе, «страшный суд» | канон (иератичность, плоскостность) изображений, яркость мозаик (смальта), колонн, аскетичность снаружи, кубоватая капитель, аркада на колоннах |
– романский | Массивные стены, окна-бойницы, круглые или крестообразные в основе храмы, башни и базилики,в изображениях – многочисленные отклонения от реальных пропорций тела, стенные росписи и монументальные рельефы | ||
– готический | Материнство, нравственное страдание, мученичество, душевная стойкость человека – жертвы насилия, стремление к свету | Устремленность конструкций вверх, витражи, круглое окно-роза, подвижность скульптурных фигур, | |
6. Культура эпохи Возрождения | – кватроченто (наименование ХV в) | Гуманистический реализм и очеловечивание искусства | Возврат к античной классике, реалистичность изображений, но подкладные фоны и |
– ренессанс (примерно с ХIV по ХVII века) | Изучение человека, Vitruvian Man Да Винчи, светотени и объемность, разумность и рационализм | ||
– раннее барокко (на рубеже ХVII в) | Популистская концепция церковного искусства, общее чувство благоговения надуманная красота, «украшательство» |
7. Культура Нового времени (эпоха Просвещения) | – барокко итал. bаroссо – вычурный, странный (ХVII в) | кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому | Богатое количество деталей, зачастую ярких полихромией, менее реалистические лица и предметы, причудливость исполнения |
– рококо (1-я половина ХVIII в) | гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры | эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях галантная игривость, фривольная беззаботность камерность, миниатюрность | |
– классицизм (XVII-XIX вв) | обращение к античному искусству идея гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности бескомпромиссность, созвучная революционным идеалам третьего сословия | строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов, каноны, отвлеченность от конкретных образов изысканная простота (англ. парки) гражданский пафос, | |
– ампир (три первых десятилетия XIX в) | Парадность и пышность, величественная мощь и воинская сила | монументальные формы массивных портиков, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и пр.) |
8. Европейская культура XX века | – реализм лат. realis – действительный вещественный | объективное, правдивое и натуралистическое изображение действительности | Свет и цвет, возврат к корням стиля – этнический стиль и американский практицизм |
– романтизм | мятежность и контрасты: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное | Авторское начало, мистицизм (вампиры), вселенские катастрофы и пр., архитектура «грез»: сказочные замки, парковые ансамбли. | |
– модерн | идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше. | Здания с различно оформленными фасадами, антисимметрия, Богатейшие возможности формообразования, подчёркнуто индивидуализированный образный строй; орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана |