Фонографические записи и звуковые фильмы.
Критика фонографических записей не отличается от критики других исторических источников и должна охватить как критику подготовительную, так и толкования, и достоверности. При подготовительной критике необходимо обратить особое внимание на подлинность записи, так как возможны поддельные записи, выдаваемые за записи пения знаменитых умерших певцов, речей политических деятелей, а также поддельные записи этнографического характера (народных песен, народной музыки и т.д.). Проверка производится путем сравнения с достоверно подлинными записями, или путем проверки записи на месте, где, якобы, была сделана запись (при записях этнографического характера). Кроме того, на подделку указывает и техника выполнения записи (пластинок), если пластинка относится к позднейшему времени, чем была возможна запись (например, певец умер до этого времени).
Что же касается критики достоверности сообщений, заключающихся в фонографической записи, то она не отличается от критики сообщений соответствующих письменных источников (публистических произведений, поэзии и т. п.).
Вследствие того, что фонограф появился во время широкого распространения письменных источников, существующие фонографические записи особого значения для историка общественных отношений не имеет. Сообщения, заключающиеся в фонографических записях, историк найдет обычно в более полном виде в письменных источниках. Но громаднейшее значение имеют фонографические записи для историка искусства, который по ним может судить о голосах и выступлениях певцов и артистов.
Большое значение фонографические записи приобретут с развитием звуковых кинематографических с‘емок. Вероятно, в недалеком будущем мы будем иметь не только кинематографические снимки, но и звуковые записи всех сколько-нибудь выдающихся в будущем общественных событий. Это, понятно, будет громаднейшим шагом вперед и в исторической науке.
При критике звуковых фильм необходимо подвергнуть одинаково критике как кинематографический снимок, так и фонографическую запись. Методы их критики те же, какие были указаны выше при рассмотрении критики источников вообще и этих видов источников в частности.
ЛИТЕРАТУРА:
А. Башнский. Фонограф. „Энциклопедический словарь Т-ва Гранат и Кº“ Т. 44-й, 7-ое изд. Е. Вейсенберг. Конец немого кино, 1929 г. Е. Вейсенберг. Кинотехника сегодня. 1929 г. И. Соколов. Как сделаны звуковые фильмы. 1930 г.