работа средней степени сложности – mах сложная – легкое задание
ü наиболее плодотворное время – с 8 до 15 часов,
ü max работоспособность – с 10 до 13 часов, затем 16–19 и 20–24,
причем степень внимания и эффективность запоминания снижается к концу каждого периода.
Работоспособность в умственном труде зависит от рабочей обстановки:
- расположение мебели;
- порядок на письменном столе;
- освещенность;
- t = 18-20 С и влажность воздуха 50-70%;
- шум, вибрации снижают работоспособность;
- потребность в кислороде увеличивается в период умственной работы в 8-9 раз, т.е. необходимо проветривание рабочего помещения несколько раз в день в любую погоду;
- продуктивность труда зависит от позы:
- прямое положение корпуса;
- незначительный наклон головы (20 см до стола);
- между краями стола и груди расстояние в ширину ладони;
- опора о спинку стула + ногами о пол;
+ положительные эмоции
Биологическое взаимодействие работы высших отделов головного мозга и мышечной системы позволяет рационально использовать физиологические закономерности для повышения продуктивности умственного труда:
- зарядка и водные процедуры повышают рабочий тонус головного мозга и всего организма: обостряется зрение и внимание, освежается память, проясняется мышление;
- желательно ложиться спать и вставать в одни и те же часы;
- прекращать напряженную умственную работу не менее чем за 1,5-2 часа до сна;
- питаться регулярно и в спокойной обстановке, стараться не есть перед сном (min за 1 час);
- гулять перед сном 15-20 мин;
- полезно работать в одни и те же часы. Чередовать работу с отдыхом (час работы – 10 минут перерыв). После 3-4 часов работы – отдых 0,5-1 час. Заполнить его можно активным движением, ходьбой, серией движений туловища:
- прогибы
- повороты
- вращения
- сгибания-разгибания позвоночника в линейном и поясничном отделах
- не следует весь день отводить подготовке одного предмета. Однообразие утомляет, надо чередовать 2-3 предмета в день.
Ритмичность труда и отдыха способствует повышению умственной работоспособности, причем активный отдых оказывает более положительное влияние на работоспособность, чем простой.
Двигательная активность стимулирует работу сердца, дыхание, ВНД, процессы самообновления, способствует лучшей координации работы мышц и деятельности внутренних органов, улучшает снабжение организма кислородом (и особенно мозга), увеличивает защитные силы организма, значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.