Бланк для ответов.

Шкала самооценки (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)   Фамилия_______________ Дата_______________________  
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Нет, это не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я испытываю сожаление
  5. Я чувствую себя свободным
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я чувствую себя отдохнувшим
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Я не чувствую скованности, напряженности
  16. Я доволен
  17. Я озабочен
  18. Я слишком возбужден и мне не по себе
  19. Мне радостно
  20. Мне приятно
3 3

Лицевая сторона бланка

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ= Σ1- Σ2+ 35,

где Σ1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, б, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8,10, 11,15,16, 19, 20). ЛТ = Σ1 - Σ2 + 35,

где Σ1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 5:2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 -умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать: в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности и для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1 -20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого, уходят 10-15 сек.