БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТОВОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Более, чем любое другое учреждение, средства массовой инфор­мации способны внести позитивный вклад в представления о куль­тах, и могут действительно предупредить людей об опасности вступле­ния в подобную организацию. К сожалению, в последние годы средства массовой информации, похоже, сосредоточиваются больше на прибыли, на том, что можно выгодно продать, и меньше на том, что имеет социальное значение. В частности, они, похоже, созна­тельно избегают репортажей о культах, замеченных в сомнительной деятельности, разбирательства с которыми приводят к дорогостоя­щим тяжбам и длительным судебным процессам.

Существуют, впрочем, некоторые положительные исключения. В 1991 г. журнал «Тайм» опубликовал в качестве центральной темы но­мера статью под названием «Сайентология: Культ алчности»1. Сайен­тологи подали на «Тайм» в суд и, в конечном счете, проиграли, когда выяснилось,что Ричард Бехар ответственно выполнил работу репор­тера. «Нью-Йорк Тайме» поместила большие репортажи о правонару­шениях, допущенных несколькими культовыми группами. Крупные телевизионные программы, такие, как «60 минут», «Дэйтлайн» и «20/20», также дали целый ряд историй о различных культовых груп­пах. Когда произошел взрыв в Оклахома-сити, лагерь Дэвида Коре­ша в Вако был в осаде, и тридцать девять членов Врат Небес соверши­ли самоубийство, печать освещала эти события очень интенсивно.

1 Behar Richard. Scientology: The Thriving Cult of Greed and Power. Ruined lives. Lost fortunes. Federal crimes. Scientology poses as a religion but really is a ruthless global scam. Aiming for the mainstream, Time Magazine, May 6, 1991.


Главная претензия к средствам массовой информации заключается в том, что они чересчур сосредотачиваются на эксцентричных верова­ниях конкретных групп и почти не уделяют внимания техникам прину­дительного контроля сознания. Репортажи и очерки, как правило, фокусируются на содержании методов и верований тех или иных куль­тов и не углубляются в выяснение парадокса, каким образом умным образованным людям внушается вера в самые фантастические вещи. Я подозреваю, что одна из причин такого невнимания заключается в стремлении рекламодателей, в свою очередь использующих техники психологического влияния, не выдавать собственные секреты.

Буквально ежедневно где-нибудь в мире сообщается об очередной истории, связанной с деятельностью культа. Несомненно, в новом столетии таких сообщений будет гораздо больше. Хотелось бы наде­яться, что средства массовой информации станут в ближайшем буду­щем главной силой, задействованной в просвещении граждан отно­сительно социальных и психологических методов влияния, которые применяются культовыми группами.