ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его об­рабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы.

Информационный контроль начинается в момент вербовки, когда культы скрывают или искажают информацию, чтобы привлечь лю­дей. Не люди присоединяются к культам — культы вербуют людей. Они оказываются вовлечены в культ, когда:

+ к ним обращается друг или родственник, уже являющийся членом данной группы;

+ к ним обращается дружески настроенный незнакомец (часто про­тивоположного пола);

♦ их приглашают на организуемое культом мероприятие типа лек­ции, симпозиума или демонстрации фильма;

+ их соблазняют купить культовую книгу, рекламируемую как «бест­селлер»;

+ их приглашают на внешне безобидные занятия по «изучению Биб­лии»;

+ они заинтересовываются личным или тематическим объявлением, рекламным листком или плакатом;

+ их вербуют при устройстве на работу в случае, когда предприятие находится в собственности культа.

Как правило, человек не подозревает, что его вербуют. Он допус­кает, что у друга или родственника только что было невероятное оза­рение или переживание, которым тот хочет поделиться. Если вербов­щик — незнакомец, человек чаще всего полагает, что обзаводится новым другом. Но в действительности дружба не рождается внезапно; ей необходимо время для развития, в ходе которого человек делится информацией постепенно, обдуманно. Культовые вербовщики мас­терски выведывают у людей информацию, почти ничего не сообщая о себе и о своей группе. Они не говорят открыто, кто они, во что верят и чего хотят от людей.

Дробя информацию, культы не позволяют своим членам увидеть общую картину. Людям выдают только ту информацию, к которой их считают «готовыми», или же такой ее объем, который необходим для выполнения того или иного задания. Идеология культа допускает много уровней «истины», включая доктрины для «посторонних» и для «посвященных». Более умеренный материал для внешнего пользова-


Глава2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 93

пия, содержащий смягченные версии верований группы, выдается широкой публике и новообращенным. Новичкам, задающим вопро­сы, часто говорят, что они еще недостаточно созрели, чтобы знать нею правду. Доктрины «для своих» предназначаются тем, кто уже полностью индоктринирован. Таким образом, разъяснение культо-itoii доктрины оказывается отсрочено до того момента, когда способ-11ость новичка к объективному восприятию практически исчезает.

Обычная форма информационного контроля включает в себя бло­кирование любых критических или отрицательных точек зрения. Не­которые культы просто запрещают своим членам доступ к любому не­культовому материалу — такому, как газеты, журналы, телевидение, радио и Интернет, в то время как другие владеют более утонченными способами контроля информации. Например, чтобы ограничить дос­туп в Интернете, сайентология предоставляет своим членам про­граммное обеспечение, автоматически блокирующее доступ к сайтам (>|.шших членов этой группы и критиков1.

Контроль информации также включает надзор за взаимодействием членов данной группы с другими людьми. От приверженцев ждут, что они будут шпионить друг за другом и сообщать о неуместных дей­ствиях или суждениях относительно личности лидера, характера докт­рины или структуры организации. Эта информация, как и та, что разглашается участником во время исповеди, часто используется про­тив него самого в качестве средства манипуляции. Некоторые культы даже прослушивают телефон и перехватывают письма, чтобы добыть информацию, которую можно было бы использовать для контроля над своими бывшими и нынешними членами.

Взгляд на отношение группы к информации — это самый быстрый способ оценить, использует ли она деструктивный контроль созна­ния. Законная, правильная организация предоставляет людям свобо­ду думать самим, читать все, что им заблагорассудится, говорить с кем угодно для нахождения собственных ответов на поставленные вопросы, тогда как группа, применяющая деструктивный контроль сознания, предпочитает думать за людей.