Петренко) Искусство периодов Тан и Сун

В эпоху Тан (618-907) и Сун (960-1279) происходит расцвет духовной культуры Китая, основанием которого является своеобразный и плодотворный синтез религиозно-философских учений.. Под влиянием даосизма сложился общекитайский пантеон божеств и культурных героев.. Процесс развития художественной литературы средневекового Китая отразил процесс последовательного изменения в мировоззрении и системы взглядов

В Танскую эпоху окончательно сложились основные принципы китайской живописи: своеобразная трактовка пространства, отсутствие линейной перспективы, многоплановость, воздушная перспектива, отсутствие светотени и т.д. Большую роль, как в живописи, так и в каллиграфии, играли возможности и выразительность материалов письма — кисти и туши.

Важным фактором развития искусства было то, что танская живопись активно усваивала и творчески перерабатывала влияния, получаемые извне

Живопись этой эпохи была тесно взаимосвязана с религиозно-философскими учениями. В основном она развивалась по двум направлениям: конфуцианскому и даосско-буддийскому. В период Сун к даосско-буддийскому направлению изобразительного искусства добавились неоконфуцианские мотивы, что объясняется влиянием даосизма и буддизма на это религиозно-философское течение. В эпоху Тан главное место занял пейзаж ("шаньшуй", т. е. горы-воды), который стал основным выразителем даосско-буддийской линии. Художники не писали пейзажей с натуры, а создавали обобщенный пейзаж — "икону". Написание пейзажа и восприятие его было тождественно религиозному действию. Поэтому детали картины в средневековом Китае всегда строго предопределены эзотерической функцией пейзажного искусства. Но со временем живопись все больше отходила от религиозной тематики. Этот процесс завершился появлением в X в. собственно пейзажной живописи, почти полностью лишенной элементов иконографии и даже мифологических аллегорий.

В сунское время, когда художники всерьез задумались над отношением между Дао и искусством, пейзажная живопись стала выражать более последовательный и широкий взгляд на мир

В эпоху Сун портретные и жанровые изображения стали менее дидактическими и психологически более углубленными. портреты и жанровые картины несли в себе сложную гармонию мира, передаваемую художником посредством диалогического изображения человека и его окружения.