Икона «Троица» Андрея Рублева. Анализ произведения: тема, идея, художественные особенности.

Сюжет

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художественные особенности.

В отличие от прежних трактовок ветхозаветных композиций Троицы с праотцами (Авраамом и Сарой) - начиная с "Троицы" Рублева на Руси появляется отвлеченный тип "Троицы" - Троица Живоначальная. Андрей Рублев попытался использовать глубокие знания символики иконописи для проникновения в тайну тайн: он пишет Троицу Живоначальную, символику события, повернувшего жизнь человечества и ставшего рубежом двух эр - приход Иисуса Христа. Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей. Большой дуб превратился в маленькое древо. Так икона осталась узнаваемой. Единосущность на иконе Рублева передана тем, что ангелы наделены равным достоинством. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти.Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Не менее гениально передана на иконе и Нераздельность. Жесты рук ангелов направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного... она стягивает движенья рук. Ангелов три, а чаша одна — тут открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, по склонению фигур, по контурам и складкам одежд… и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша.Это замкнутое круговое движение передает единство трех лиц божества, их общее участие в осуществлении Сыном “предвечного” замысла спасения человечества. Здесь нет глухих и блеклых тонов Нет и пестроты русских икон 13-14 веков. В образе Рублева радость, чистота красок излучает нежное мелодическое согласие и в то же время краски звучат во всю мощь.