Подкрепляющие и ограничивающие сообщения

Еще один подход к тому, как консультант может позабо­титься о себе, разработан в рамках трансактного анализа. Он основан на осознании и проработке подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и способствующих нашему личностному и профессиональному росту или тормозящих его.

Примеры ограничивающих сообщений:

• Не чувствуй! Не будь эффективным! Этого недоста­точно!

• Не проявляй инициативу! Не будь слишком любопытным! Не делай ничего!

• Не доверяй своей интуиции! Не живи согласно своим чувствам! Не иди навстречу своим потребностям!

• Не думай! Не злись! Не отделяйся от других! (Иди на компромиссы.)

• Не будь здравомыслящим! Не будь сильным! Не будь прямым! Не люби!

• Не будь тем, что ты есть! (Будь таким, каким другие хотят тебя видеть.)

• Не спорь! Не делай ошибок! Примеры подкрепляющих сообщений:

• Живи, исследуй мир, питай свои чувства! Это хоро­шо!

• Ищи свои границы, учись говорить «нет», будь само­стоятельным, отделенным от меня! Это хорошо!

• Это нормально — иметь свой взгляд на мир, быть тем, что ты есть, пробовать свои силы!

• Это нормально — учиться думать по-своему, искать свои собственные моральные принципы и убеждения.

Подкрепление (affirmation) — это ваше собственное позитивное утверждение о самом себе или о какой-то од­ной стороне вашей личности (о чувствах, уме, душевных качествах). Обычно оно выражается в виде Я-высказывания и в настоящем времени, то есть «Я обладаю..., Я являюсь...» вместо «Я не являюсь..., Я хочу..., Я буду».

Если вы записываете подкрепление, используйте разго­ворный язык и простые, короткие фразы. Пробуйте различные формы высказывания и повторяйте его столько раз, сколько захотите. Если сможете — скажите свою подкрепляющую фразу вслух, можете даже записать ее на магнитофон и по­том послушать.

Подкрепления— это здоровые сообщения, которых вы не слышали или слышали недостаточно в детстве. Более того, часто подкрепляющие утверждения противоположны по своему содержанию внутренним убеждениям, прямым или косвенным сообщениям, которые вы усвоили с детства, например:

• Я люблю себя (Я недостоин любви).

• Я доверяю миру (Я всегда должен быть настороже).

• У меня прекрасный брак (Любой брак— это жалкий компромисс).

• Я доверяю своим чувствам во всем, что я делаю или хочу сделать (Чувства только вредят ясности мышления).

• Я доверяю себе (Я подозрителен). Использование подкрепления в процессе обучения и

изменений может состоять в том, чтобы сформулировать свою цель в настоящем времени, так, как будто она уже достигнута:

Я хочу научиться быть довольным собой — Я могу быть довольным собой.

180

181

182