ПРОЯСНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ)
Следующие вопросы помогают прояснить проблемную ситуацию, выявить трудности клиента и сформулировать его проблемы:
• Приведите пример проявления своей проблемы (когда предъявленная проблема звучит абстрактно, например «У меня низкая самооценка», описание конкретной ситуации необходимо консультанту, чтобы понять, что стоит для клиента за штампом «низкой самооценки», «комплекса неполноценности» или «дурного характера»).
• С чем вы связываете появление проблемы?
• Когда это появилось впервые? Что в этот момент происходило в вашей жизни?
• Как это случилось?
• Кто при этом присутствовал?
• Что делали эти люди?
• Где чаще всего проявляется проблема?
• Где реже всего?
• Как вам кажется, отчего это зависит? Есть ли какие-нибудь закономерности?
• Были ли подобные ситуации в прошлом?
• Если да, то как вы с ними справлялись?
• Если проблема разрешится, что будет происходить в вашей жизни иначе?
• Как вы будете себя чувствовать?
• Как будут реагировать другие люди?
• Что будет для вас знаком того, что в решении своей проблемы вы двигаетесь в правильном направлении? (опишите в терминах поведения).
В приводимом ниже примере консультант использует базовые навыки консультирования и вопросы для прояснения проблемной ситуации клиента.