Кузьминова).Скульптура средневековой Индии.
Система пропорционального измерения скульптурных изображений была основана на древнеиндийской мере длины «ангуле». Эта система определяла все основные элементы скульптурного изображения божества. В эпоху средневековья древнеиндийские мастера разработали несколько вариантов системы пропорций для статуарных изображений. В качестве основной меры тогда была введена ладонь, равная длине лица от подбородка до корней волос.
Даже при беглом знакомстве с индийской скульптурой бросаются в глаза ее округлая наполненность и тяжеловесность объемов..
Для скульптурных изображений самбханга, абханга, антибханга и трибханга предназначались ювелирные украшения – своеобразные для каждого типа статуй.
Мастер, изготовивший статую бога, ни в коем случае не считал себя создателем бога. Скульптурные изображения богов изготовлялись на определенный срок, по истечении которого статуи лишались божественной сути и на специальной церемонии уничтожались.
Индийцы считали, что любое повреждение статуи или несовершенное скульптурное произведение божества могут нанести ущерб верующим: их урожаю, животным, личному здоровью.
Наиболее значительным достижением индуистской скульптуры на последнем этапе ее развития, в 13–17 вв., следует считать медные фигурки из южной Индии. Лучшие из них – статуэтки Натараджи, т.е. Шивы – «Бога танца», в которых в пластической форме воплощено бесконечное разрушение и воссоздание мира.