Краткий словарь философских терминов

Философия - это культура разумного мышления, которое осуществляется в рационально-понятийной форме. Студент, приступивший к изучению философии, буквально с первых дней испытывает трудности, обусловленные новизной и необычностью терминов и понятий, с помощью которых раскрывается сложный и многоплановый мир философского знания. Как показывает практика, обязательной предпосылкой глубокого и прочного освоения изучаемого материала является знание базисных философских терминов, краткий словарь которых поможет успешно решить эту задачу.

А

АБСОЛЮТ – философская категория,обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности

 

АБСОЛЮТНОЕ – безусловное, самодостаточное, вечное, завершенное; противостоит относительному.

 

АБСТРАКТНОЕ – одностороннее , простое, неразвитое; сторона, часть целого; противостоит конкретному.

 

АБСТРАКЦИЯ – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; понятие, образуемое в результате отвлечения.

 

АГНОСТИЦИЗМ – учение, представители которого отрицают ( полностью или частично ) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Агностицизм – философское направление, согласно которому мир – такой, какой он есть на самом деле – непознаваем для человека. Представители: Юм, Кант.

 

 

АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие, равенство, эквивалентность; в теории познания соответствие, сходство идеального образа и объекта.

 

АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.

Аксиология – отрасль философии, изучающая ценности (категории аксиологии: ценность, оценка, идеал, благо, норма и др.)

 

АКСИОМА – исходное положение теории, принимаемое без доказательств.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ – превращение возможностей (потенций) в действительность.

 

АКТУАЛЬНЫЙ – существующий в действительности; противоположное – потенциальный.

 

АКЦИДЕНЦИЯ – случайное, несущественное, временное, преходящее в противовес существенному, субстанциальному.

 

АЛОГИЗМ – ход мыслей, игнорирующей законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью.

АЛЬТРУИЗМ – нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму.

 

АМОРАЛИЗМ – отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения; нигилистическое отношение к нравственным нормам и традициям.

 

АНАЛИЗ – процедура мысленного разложения целого на составные части; противоположное – синтез.

 

АНАЛОГИЯ- умозаключение, в котором на основе сходства предметов в одних отношениях делается предположительный вывод об их сходстве в других отношениях; аналогия является источником гипотез.

 

АНТИНОМИЯ – противоречие между двумя положениями, допускающими одинаково убедительное логическое обоснование.

 

АНТРОПОЛОГИЯ (философская) – философское учение о человеке.

 

АНТРОПОЛОГИЗМ – взгляд на человека как на основную мировоззренческую категорию, исходя из которой можно разработать систему представлений о природе, обществе и познании.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ-очеловечивание и явлений неживой природы, животных и мифических существ.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

 

АПАТИЯ – состояние безразличия, бесстрастия, невозмутимости.

 

АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

 

АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта; противоположное – априори.

 

АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

 

АПРИОРИ – знание , изначально присущее сознанию, доопытное; обратное – апостериори.

 

АПРИОРИЗМ – философская позиция, утверждающая существование у человека доопытного знания или доопытных форм организации знания.

 

АРГУМЕНТ – логический довод, служащий основанием доказательства.

 

АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

 

АТАРАКСИЯ – состояние душевного покоя и невозмутимости.

 

АТЕИЗМ – букв. – безбожие; система взглядов, отвергающих религиозную веру в сверхъестественное (Бога или других высших сил).

 

АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться; противоположное – акциденция.

 

Б

БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, выражающая негативные характеристики бытия; противостоит прекрасному.

 

БЕСКОНЕЧНОЕ – не имеющее границ, беспредельное, неисчерпаемое; противостоит конечному.

 

БЕСКОНЕЧНОСТЬ “ДУРНАЯ” – безграничное увеличение количества; бесконечно повторяющееся чередование одних и тех же свойств, форм и т.п.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – процессы и состояния психики, не контролируемые сознанием.

 

БИОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая концепция, согласно которой главной целью мироздания признается деятельность живых существ.

 

БОГ – высшее сверхприродное существо; безличный разум, разлитый в мире.

 

БЫТИЕ – существование, а также то, что обладает существованием; у представителей различных направлений философии получает различную трактовку, у материалистов – это материя, у идеалистов – дух; обратное – небытие.

 

В

ВЕРА – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию.

 

ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки.

ВЕЩЕСТВО – вид материи, обладающий в противоположность полю массой покоя.

 

ВЕРОЯТНОСТЬ – показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях.

 

ВЕЧНОСТЬ – бесконечность существования во времени; в качестве выражения абсолютного совершенства и постоянства может противопоставляться текучему и изменчевому времени.

 

ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, обладающая относительно самостоятельным существованием.

 

“ВЕЩЬ В СЕБЕ” – философский термин, введенный в широкое употребление И.Кантом, обозначающий реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания.

 

“ВЕЩИ ДЛЯ НАС” – чувственно-воспринимаемые и рассудочно-мыслимые предметы; познанная “вещь в себе”.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процессы обмена веществом, энергией, информацией, деятельностью и т.п.

 

ВИДИМОСТЬ – кажимость; момент обманчивости в восприятии тех или иных явлений.

 

ВИД И РОД (в логике) – понятия, выражающие отношения между классами предметов; вид как класс входит в род.

 

ВИТАЛИЗМ – учение, объясняющее жизнь действием особых факторов, отсутствующих в неживых телах; утверждает качественное отличие живой природы от неживой, принципиальную несводимость жизненных процессов к силам и законам неорганического мира.

 

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – способность к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного.

 

ВЛЕЧЕНИЕ – стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма.

 

ВНЕШНЕЕ – свойства вещей, выявляемые в их отношении с другими вещами; то, что непосредственно дано в наблюдении, фиксируется органами чувств.

 

ВНУТРЕННЕЕ – организация, строение вещи, ее состав и структура; раскрывается в процессах теоретического познания.

ВОЗМОЖНОСТЬ - скрытая потенция, которая может реализоваться при определенных условиях.

 

ВОЛЮНТАРИЗМ – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия.

 

ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

 

ВООБРАЖЕНИЕ – способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.

 

ВОСПРИЯТИЕ – целостный чувственный образ предмета.

 

ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов.

 

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – изначальное, независящее от опыта содержание человеческого мышления.

 

ВСЕЕДИНСТВО – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности индивидуальности.

 

ВСЕЛЕННАЯ – в традиционном понимании – весь бесконечный материальный мир.

 

ВСЕОБЩЕЕ – характеристики, присущие всем предметам данного класса; единая основа бесконечного множества явлений; внутренняя сущность явлений, закон их существования и развития.

 

ВТОРИЧНОЕ – несамостоятельное, имеющее причину не в себе, а в другом.

 

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – человеческие ощущения (цвет, запах, вкус, звук), рассматриваемые в качестве субъективных характеристик вещей.

 

ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное не из непосредственного наблюдения, а из другого знания посредством умозаключения.

 

ВЫТЕСНЕНИЕ - защитный механизм психики; удаление из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для “Я” влечений и импульсов.

 

Г

ГЕДОНИЗМ – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА – теория понимания; учение о понимании и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи, учение о предпосылках и способах такого понимания; философия “истолкования”: от истолкования текстов до истолкования человеческого бытия, знания о мире и бытии в нем.

 

ГИЛЕМОРФИЗМ – учение о матери и форме как основных принципах бытия.

 

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение о всеобщей одушевленности материи.

 

ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – приписывание самостоятельного существования тому, что таким существованием не обладает (отвлеченным понятиям, свойствам, отношениям).

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

Гносеология – отрасль философии, изучающая познание (категории гносеологии: субъект и объект познания, чувственное и рациональное познание, истина и др.).

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – убежденность в принципиальной познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ – убежденность в принципиальной непознаваемости мира.

ГУМАНИЗМ – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.

 

Д

ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще.

 

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА – учение о взаимной независимости истин философии (разума) и богословия (веры).

ДЕДУКЦИЯ – логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок.

ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования.

Деизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир и после этого не вмешивается в существование мира.

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – актуально существующая реальность; противоположное – возможность. В широком смысле слова – все реально существующее.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически-человеческая форма активности, обусловленная наличием сознания.

ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.

Диалектика – учение о противоречии как источнике развития. Наиболее крупный вклад в разработку диалектики внёс Гегель. Материалистическую диалектику разрабатывали Маркс и Энгельс.

 

ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.

ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.

ДОГМАТИЗМ – антиисторический, недиалектический, схематически-окостенелый тип мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – процесс (метод) установления истины; обоснование истинности того или иного суждения (тезиса).

ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – характеристика знания, истинность или ложность которого доказана; противоположное – проблематичность.

ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное.

Дуализм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к двум началам, каждое из которых не порождает другое. Представитель: Декарт.

 

ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало.

ДУША – нематериальная субстанция, автономная относительно тела.

Е

ЕДИНИЧНОЕ – индивидуальное, неповторимое, уникальное; совокупность характеристик, отличающих данное явление от других.

ЕДИНОЕ И МНОГОЕ – понятия, выражающие соотношения общей основы (единое) и разнообразия бытия (многое).

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения.

З

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание, неадекватное сущности объекта; неверное, искаженное отражение действительности.

ЗАКОН – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – практическое мышление, не поднимающееся до уровня научного и философского осмысления действительности; складывается на основе повседневного опыта.

ЗЛО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей.

ЗНАК – явление, выступающее в качестве представителя и заместителя других явлений; смысловое значение знака содержит информацию об обозначаемых явлениях.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ – понятия, фиксирующие обозначаемый знаком класс предметов и информацию о нем.

“ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО” НРАВСТВЕННОСТИ – нравственная максима, гласящая: “Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

И

ИДЕАЛ – образ совершенства, выступающий в качестве цели.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.

ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное внечеловеческое духовное начало (мировой разум, мировая воля, Бог и т.п.), существующее объективно.

ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное человеческое (субъективное) сознание и отвергающая объективную реальность, существующую независимо от этого сознания.

Идеализм – философское направление, согласно которому сознание первично, материальный мир вторичен. Разновидности: 1) Объективный идеализм. Согласно ему существует духовная субстанция (это может быть душа, дух, Бог, в теории Платона – эйдос, в теории Гегеля – Абсолютная Идея и т.п.), которая не зависит в своём существовании ни от материи, ни от индивидуального человеческого сознания. Материальный мир либо полностью производен от духовной субстанции, либо полностью ей подчиняется, оформляется и упорядочивается ею. Представители: Платон, Аристотель, Гегель. 2) Субъективный идеализм. Согласно ему точкой отсчёта бытия мира является индивидуальное человеческое сознание. Всё остальное существует постольку и таким, поскольку и каким его воспринимает индивидуальное человеческое сознание. Представители: Юм, Кант.

 

“ИДЕАЛИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ” – концепция, признающая источником содержания и структуры познавательной деятельности свойства физиологического субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе.

ИДЕАЛИЗМ “ФИЗИЧЕСКИЙ” – философское учение, отрицающее объективный характер физического знания, настаивающее на “фундаментальной зависимости ” объективного содержания физической теории от сознания “наблюдателя”.

ИДЕАЛЬНОЕ – нематериальное, относящееся к психике, сознанию, духу.

ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

ИДЕЯ – форма постижения в мысли явлений, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

ИЛЛЮЗИЯ – кажимость; искаженное восприятие действительности.

ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее какому-либо явлению, вытекающее из его природы.

ИМПЕРАТИВ – требование, приказ, закон; нравственное предписание (И.Кант).

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – учение, отрицающее всеобщую причинную обусловленность явлений; противостоит детерминизму.

ИНДИВИД - отдельно взятый человек, единичный представитель человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, абсолютизирующий значение отдельной личности в ее противопоставлении человеческим общностям.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека.

ИНДУКЦИЯ – логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.

ИНСТИНКТ – совокупность врожденных компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.

ИНТЕЛЛЕКТ – мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – философское учение, приписывающее интеллекту решающую роль в познании; обратное – антиинтеллектуализм.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ – сверхчувственный, постигаемый только разумом; противоположное – сенсибельный.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на какой-либо предмет.

ИНТЕРЕС – понятие социальной философии, отражающее реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т. д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов; фиксирует направленность деятельности субъекта на явления определенного круга.

ИНТУИТИВИЗМ – направление в философии, усматривающее в интуиции единственный достоверный источник познания.

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.

ИНФОРМАЦИЯ - результат отражения одного объекта в другом; отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское учение, ограничивающее возможности разума и противопоставляющее ему откровение, мистическую интуицию и инстинкт; противостоит рационализму.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.

ИРРЕАЛЬНОЕ – не постигаемое, воображаемое, фантастическое, существующее лишь в сознании.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение.

ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.

ИСТИНА ВЕЧНАЯ – неопровержимое знание о чем-либо.

 

ИСТИНА КОНКРЕТНАЯ – знание, истинность которого зависит от условий места и времени.

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.

ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное знание о действительности.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – наука о возникновении и историческом развитии систем философского знания о мире и человеке.

К

КАТЕГОРИЯ – предельно общее, фундаментальное понятие философии.

КАУЗАЛЬНОСТЬ – то же, что причинность.

КАЧЕСТВО – то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов.

КЛАСС (логический) – понятие, обозначающее множество предметов, удовлетворяющее каким-либо условиям или признакам.

КОЛИЧЕСТВО – философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой научные понятия и законы являются результатом соглашения (конвенции) между учеными.

КОНЕЧНОЕ – философская категория, характеризующая всякий определенный, ограниченный, преходящий объект.

КОНКРЕТНОЕ – многостороннее, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений; единство многих определений.

КОСМОЛОГИЯ – наука о Вселенной как едином связном целом.

КОСМОС – мир как структурно организованное и упорядоченное целое.

КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Креационизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир из ничего своим волевым усилием.

 

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – средство установления истинности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.

КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

 

Л

ЛИБИДО – энергия психических, в том числе сексуальных влечений.

ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.

ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – познание с помощью абстрактного мышления, подчиняющегося законам логики.

ЛОГОС – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония; всеобщий разум; созидающая божественная сила; посредник между Богом и сотворенным миром.

ЛОЖЬ – искаженное отражение действительности.

ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею; в философии может выступать в качестве космической силы, энергии мироздания, объединяющего начала, принципа познания, пути к истине и т.п., а также как иллюзия.

М

МАНИХЕЙСТВО – религиозно-философское учение, пытавшееся объединить элементы восточных религиозных учений и христианство; все мировые процессы по этому учению трактуются как борьба добра со злом.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ – социологическое понятие, обозначающее промежуточное положение человека между какими-либо слоями населения.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.

Материализм – философское направление, согласно которому сознание производно от материи. Представители: Демокрит, Фейербах, Маркс и Энгельс. Разновидность материализма – диалектический материализм: материализм в сочетании с диалектикой (представители – Маркс и Энгельс).

 

МАТЕРИАЛИЗМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ – школа материализма, ставящая в центр человека и трактующая его в качестве абстрактного природного существа.

МАТЕРИАЛИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ – разновидность материализма, отрицающая реальность идеального и трактующая мышление как материальный процесс.

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ – материализм, основанный на органическом синтезе идей материализма и диалектики.

МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ – основанная на данных конкретных наук стихийная убежденность естествоиспытателей в объективном существовании и принципиальной познаваемости природы и ее законов.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ – применение идей материализма и диалектики к пониманию общественной жизни.

МАТЕРИАЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, отрицающая или игнорирующая всеобщую связь и развитие природы, ее саморазвитие.

МАТЕРИАЛИЗМ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, объясняющая природу, общество и человека, исходя из законов механики.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто.

МЕДИТАЦИЯ – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

МЕНТАЛИТЕТ – термин , означающий совокупность и специфическую форму организации психики человека и ее проявлений. Главным образом используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроения.

МЕРИТОКРАТИЯ – власть, основанная на заслугах.

МЕТАФИЗИКА – 1.Умозрительное философское учение о сверхчувственных (сверхприродных) принципах и началах бытия, знания, культуры.2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.

МЕТОД – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки – отрасль философии, изучающая методы научного познания.

 

МЕХАНИЦИЗМ – односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения.

МИКРОКОСМ – малый мир, человек в соотношении с большим миром (микрокосмом), Вселенной.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МИСТИЦИЗМ – совокупность религиозных и философских учений, проповедующих таинственное знание, переживаемое в момент экстаза, непосредственное единение с Абсолютом, постижение природных процессов путем проникновения в них.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения; способ освоения мира человеком на ранних стадиях общественного развития, сущностью которого является процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств удовлетворения человеком своих потребностей.

МОНИЗМ – мировоззренческий принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало, единую основу (субстанцию) всего существующего. Материалистический монизм таким началом считает материю, идеалистический монизм – дух, идею. Монизм противоположен дуализму, признающему два независимых начала, и плюрализму, исходящему из множественности начал.

Монизм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к одному первоначалу. Представители: Милетская школа, Спиноза, Гегель.

 

МОНОТЕИЗМ – религиозное представление о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.

 

МЫШЛЕНИЕ – способность к познанию через понятия, высшая форма постижения человеком действительности путем обобщения сущностных и отношений предметов и явлений.

 

Н

НАТУРАЛИЗМ – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, обозначающая взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Противостоит различным видам супранатурализма, признающего трансцендентное и отказывающегося от принципа каузальности.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы в ее целостности.

НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские категории, конкретизирующие представления о характере взаимосвязи явлений; выражают типы связей и степень детерминированности явлений.

НИГИЛИЗМ - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. В широком смысле – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.

НОМИНАЛИЗМ – философская позиция, отрицающая реальность общего (онтологическое значение универсалий – общих понятий) и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия (имена).

Номинализм – философское направление средневековой философии, согласно которому обобщающие понятия – это только имена, даваемые людьми классам предметов; вне человеческого мышления обобщающие понятия не существуют.

 

О

ОБРАЗ – одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат познавательной деятельности субъекта.

 

ОБЪЕКТ – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

ОНТОГЕНЕЗ – процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематической группы.

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, который излагает фундаментальные принципы, начала бытия.

Онтология – отрасль философии, изучающая бытие (категории онтологии: бытие, существование, сущность, изменение, первоначало и др.).

 

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ – категории, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ – понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего.

ОПЫТ – компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом.

ОРТОДОКСИЯ – религиозное учение, закрепленное авторитетом церкви и обязательное для всех членов религиозной общины.

ОТКРОВЕНИЕ – непосредственное волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

ОТЧУЖДЕНИЕ – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

ОЩУЩЕНИЕ (в гносеологи) – элементарный чувственный образ, фиксирующий отдельные свойства вещей.

 

П

ПАМЯТЬ – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПАНЕНТЕИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, а Бог, являясь личностью, проявляет себя в мире.

ПАНЛОГИЗМ – разновидность объективно-идеалистического рационализма, философская доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой бытие есть воплощение логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. Логические законы определяют законы бытия, являются единственными движущими силами всякого развития.

Панлогизм – философское направление, согласно которому в основе бытия всего мира лежит мышление (абсолютное начало, природа которого – мышление). Представитель: Гегель.

 

ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Пантеизм – философское направление, согласно которому Бог «растворён» в мире или тождественен миру.

 

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания, теорий и методов (плюрализм в гносеологии), ценностей и ценностных ориентаций (плюрализм в аксиологии) и др.

Плюрализм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к нескольким или бесконечному множеству начал, каждое из которых не порождает другие. Представители: Эмпедокл, Анаксагор, Лейбниц.

 

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

ПОНЯТИЕ – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними.

ПОТРЕБНОСТИ – нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ – относящийся к делу, действию.

ПРАКТИКА – специфически человеческая, сознательная, целополагающая, целесообразная, материальная, чувственно-предметная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – восстановление памятью образа ранее воспринятого предмета или явления, а также создание образа путем воображения.

ПРИНЦИП – в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов и знаний. Принцип – это основополагающее понятие, позволяющее объединить законы той или другой научной дисциплины в единую систему знаний.

ПРИЧИННОСТЬ – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития, в которой одно явление – причина – при наличии определенных условий неизбежно производит, порождает другое явление – следствие.

ПРОБЛЕМА – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществлении заранее предусмотренного божественного плана “спасения человека”.

ПРОГРЕСС – переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

ПРОПЕДЕВТИКА – философский термин, означающий занятия, предваряющие введение в науку.

 

Р

РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью.

РАЗУМ – творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму).

Рационализм – философское направление, согласно которому знания о наиболее фундаментальных свойствах мира человек может получить с помощью одного лишь рационального размышления, без опоры на чувственный опыт. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель.

 

РЕАЛИЗМ – в истории философии – позиция, согласно которой общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них. Противостоит номинализму.

Реализм – философское направление средневековой философии, согласно которому обобщающие понятия существуют независимо от человеческого мышления.

 

РЕЛЯТИВИЗМ – методологический принцип анализа и интерпретации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Из такого подхода вытекает отрицание каких-либо субстанциальных (сущностных) моментов, сторон в вещах, научных теориях, моральных нормах и т. д.

РЕФЛЕКСИЯ – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

С

САКРАЛЬНОЕ – священное, отъединенное от мира.

САКРАЛИЗАЦИЯ – освящение, приобщение к миру религиозного, священного.

САМОДВИЖЕНИЕ – собственное, внутренне, необходимое, самопроизвольное изменение объекта (системы), которое определяется ее противоречиями, опосредствующим воздействием внешних факторов и условий. Самодвижение – это движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи.

САМОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

СВОБОДА – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – противоположное сакрализации: эмансипации от религии и церковных институтов в мировоззрении, практической деятельности и т.д.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Сенсуализм – философское направление, согласно которому в познании человек не оперирует ничем, кроме ощущений. Представители: Локк, Юм.

 

СИНКРЕТИЗМ – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

СИНТЕЗ – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практической деятельности.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ – гносеологическая позиция, подвергающая сомнению возможность познания действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА – соотносительные философские категории. Содержание представляет собой единство всех составных элементов объекта или предмета, форма есть способ существования и выражения содержания.

СОЗНАНИЕ – одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

СОЛИПСИЗМ – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в восприятии индивида.

СОТЕРИОЛОГИЯ – раздел богословия, в котором излагается учение о путях спасения души.

СОФИЗМ – хитрая уловка, измышление, логически неправильное (мнимое) рассуждение, выдаваемое за правильное.

СОФИСТИКА – умение хитроумно вести прения; 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами, 2) рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

СОФИОЛОГИЯ – учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 – начала 20 в., вобравшее в себя элементы как церковного предания, так и некоторых восточных и европейских мистических учений. Существенной для софиологии является проблема взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

СОЦИОЛОГИЯ – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту.

СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ- философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т.е. на выведении его без обращения к практике, при помощи рефлексии.

СПИРИТУАЛИЗМ – философское воззрение, согласно которому дух является первоосновой действительности как особая бестелесная субстанция, существующая вне материи и независимо от нее.

СПОНТАННОЕ – самопроизвольные явления, возникающие без внешних организующих воздействий.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ-понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах.

СТАНОВЛЕНИЕ – философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение в другое.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ – две основные формы закономерной связи явлений, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. В статистических законах предсказания имеют вероятностный характер.

СТРУКТУРА – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

СУБСТАНЦИЯ – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

СУБСТРАТ – общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.

СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВИЗМ – мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское направление, представители которого отрицают наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР (в истории) – деятельность субъекта – масс, классов, партий, отдельных людей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных условий.

СУДЬБА – в мифологии, в иррационалистических философских системах – неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

СУЩЕЕ – категория онтологии, обозначающая: 1)совокупность многообразных проявлений бытия; 2)любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3)онтологический абсолют. Иногда понятие сущего употребляется как синоним бытия.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – философское понятие, традиционно употребляемое для обозначения наличного бытия вещи, которое, в отличие от ее сущности постигается не мышлением, но опытом; существование (экзистенция) – одно из важнейших понятий европейской философии, оно занимает центральное место в экзистенциализме – влиятельнейшим течении философии ХХ века, где трактуется как нечто соотнесенное с трансценденцией, т. е. выходом человека за собственные пределы, оно единично, личностно и конечно.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – соотносительные философские категории. Сущность – это внутренняя основа вещи, внутреннее единство ее различных сторон. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.

СЦИЕНТИЗМ – мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и ориентиром человека и его деятельности.

СЧАСТЬЕ – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Т

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результат которой есть создание чего-либо качественно нового.

ТЕИЗМ – религиозно-философское учение, которое признает существование личного Бога, находящегося вне мира, сотворившего мир и могущего в любой момент вмешаться в ход его событий. Признание трансцендентности Бога отличает теизм от пантеизма, признание постоянной активности Бога – от деизма.

Теизм – философское направление, согласно которому Бог, являющийся абсолютной личностью, сотворил мир и после этого управляет им.

 

ТЕЛЕОЛОГИЯ – философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Телеология – философское учение, согласно которому всё в мире имеет цель своего существования.

 

ТЕНДЕНЦИЯ-направление развития какого-либо явления или процесса.

ТЕОДИЦЕЯ – религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре.

Теодицея – философская попытка «оправдать Бога», объяснить, почему всемогущий Бог допускает существование зла в мире.

 

ТЕОЛОГИЯ ИЛИ БОГОСЛОВИЕ – систематизация вероучения данной религии.

ТЕОРИЯ – система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология)- раздел философии, в котором изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека.

ТЕОСОФИЯ – мистическое богопознание, религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистического откровения и интуиции, доступных избранному кругу лиц; религиозно-философское учение Е.П.Блаватской и ее последователей.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира, у Канта – все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ – философский термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания; у Канта и то, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие).

У

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логическая форма получения выводного знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по какому-либо правилу логики (правилу вывода).

УМОЗРЕНИЕ – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому умозрение может приобретать ненаучный характер.

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия.

УНИВЕРСУМ – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

УТИЛИТАРИЗМ – направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

 

 

Ф

 

ФАТАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, изначально предопределены таинственной силой (роком), не оставляющей места свободе, творчеству человека.

ФЕНОМЕН – философское понятие, означающее объект чувственного созерцания, явление, постижимое посредством опыта.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ – философский принцип, согласно которому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью.

ФИДЕИЗМ – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение.

ФИЛОСОФИЯ – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ – философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – процесс отображения результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

Х

ХАРИЗМА – исключительная одаренность какого-либо человека, наделенность какого-либо лица, действия, института или символа особыми качествами исключительности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга сторонников.

ХИЛИАЗМ – религиозное учение о грядущем тысячелетнем царствовании на земле Бога и праведников.

Ц

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

ЦЕЛЬ – идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; идеально-побуждающий мотив деятельности.

ЦЕННОСТЬ – термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Э

ЭВДЕМОНИЗМ – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цели жизни.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ – тайный, предназначенный для посвященных.

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ – противоположный эзотерическому.

ЭЛЕКТИКА – соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.

ЭЙДОС – образ, форма, сущность, вид.

ЭМПИРИЗМ – направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Эмпиризм – философское направление, согласно которому все знания, получаемые человеком, имеют своим источником чувственный опыт. Представители: Ф. Бэкон, Локк.

 

ЭСТЕТИКА – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

Эстетика – отрасль философии, изучающая прекрасное.

 

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества.

ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.

Этика – отрасль философии, изучающая нравственность (категории этики – добро и зло, страдание и наслаждение, долг, совесть, смысл жизни и др.).

 

Я

ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения