Иконостас. Эволюция форм. Композиционное решение. Идейный смысл.

Иконостас – перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. В Византии существовал тип алтарной преграды, называемый темплоном; его украшали орнаментами и изображениями крестов, фигурами святых.На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас состоял уже из трёх рядов, в 16 в. к ним добавился четвёртый, в 17 в. – пятый.

В XVI-XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), В XVIII - начале XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства католических алтарей, для этой эпохи характерны идущие от стиля барокко сложные пространственные решения.

Схема иконостаса: 1 - царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий чин; 6 - праотеческий чин.

Иконостас всегда увенчан образом Голгофы – Крестом с распятым Спасителем. Иконостас как целостная композиция представляет собой проповедь христианского вероучения и спасительного пути в Царство Божие средствами живописи. Он скрывает от глаз верующих священные таинства, совершающиеся в алтаре, и в то же время обозначает незримое присутствие в пространстве храма изображённых на иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды иконостаса выстраиваются подобно ступеням, рассказывая о духовном восхождении к высшему миру, они олицетворяют путь духовного восхождения, это образ истории мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных предков к настоящему времени.