Государственно-правовые взгляды Н.Макиавелли.

Николо Макиавелли ( 1469 – 1527) итальянец, был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. В последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Политические сочинения (Государь, О военном искусстве и др.) и исторические (История Флоренции). Его сочинениями положено начало политико-правовой идеологии Нового времени, основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики. Целью государства и основой его прочности – считал безопасности личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления. Он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.

Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лиц, военачальники. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати. С ненавистью он отзывается о дворянстве и призывал к его уничтожению. Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих поместий ни заботясь об обработке земель. Подобные люди вредны республике.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение, право – это орудие власти, выражение силы. Важным средством политики считал религию. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило православию и защите отечества.

Макиавелли считался одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены.

Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей должны оценивать не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Государства создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.

Идеалом государственного деятеля, которым восхищался Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего Средневековья. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные, при этом вероломство и жестокость не должны подрывать авторитет верховенства.

В государственной деятельности, поучал Макиавелли, всегда в выигрыше те, кто имел лисью натуру, при этом нужно быть изрядным обманщиком и лицемером, чтобы умело прикрыть эту натуру.

Идеалом Макиавелли было буржуазное, гражданское общество. Однако в его произведениях отражена не политика буржуазии, которая сложилась в класс и стала господствовать много позже, а выражены дух и практика современной ему эпохи.

Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков, поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства. Его произведения оказали огромное влияние на последующее развитие политико-правой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования горожан и крестьян: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения благ свободы, осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и др.

Мыслители Нового времени высоко оценили его методологию, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.

Данные положения были восприняты и развиты последующими теоретиками – Спинозой, Руссо и др.