Характеристика общественно-экономических формаций

Всего формаций существует 5. Это: первобытнообщинное общество, рабовладельческая формация, феодальное общество, капиталистический строй и коммунизм.

 

a) Первобытнообщинное общество.

Энгельс так характеризует эту ступень развития общества: «здесь нет места для господства и порабощения… не существует еще никакого различия между правами и обязанностями… население в высшей степени редко… разделение труда — чисто естественного происхождения; оно существует только между полами».[11] Все «наболевшие» вопросы решаются вековыми обычаями; бытует всеобщее равенство и свобода, бедных и нуждающихся — нет. Как говорит Маркс, условие существования этих общественно-производственных отношений — это «низкая ступень развития производственных сил труда и соответственная ограниченность людей рамками материального процесса производства жизни».[12]

 

Едва начинают складываться племенные союзы, либо начинается меновая торговля с соседями, этот общественный строй сменяется следующим.

b) Рабовладельческая формация.

Рабы — суть те же орудия труда, просто наделенные способностью говорить. Появляется имущественное неравенство, частная собственность на землю и средства производства (и то и другое в руках господ), первые два класса — господ и рабов. Особенно ярко проявляется господство одного класса над другим через постоянное унижение и измывательство над рабами.

 

Как только рабство перестает себя окупать, как только исчезает рынок работорговли — этот строй буквально уничтожается, как мы видели это на примере Рима, павшего под напором варваров с востока.

 

c) Феодальное общество.

Основа строя — земельная собственность вместе с прикованным к ней трудом крепостных и собственный труд ремесленников. Характерно иерархическое землевладение, хотя разделение труда было незначительно (князья, дворяне, духовенство, крепостные — в деревне и мастера, подмастерья, ученики — в городе). От рабовладельческой формации отличается тем, что крепостные, в отличие от рабов, были собственниками орудий труда.

 

«Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни», а «государство здесь — верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе».[13]

 

Необходимые условия феодального производства:

1. натуральное хозяйство;

2. производитель должен быть собственником средств производства и быть прикрепленным к земле;

3. личная зависимость;

4. низкое и рутинное состояние техники.

 

Как только сельское хозяйство и ремесленное производство достигают такого уровня, что начинают не умещаться в существующих рамках (лен феодала, цех ремесленников) — появляются первые мануфактуры и это знаменует собой появление новой общественно-экономической формации.

 

d) Капиталистический строй.

«Капитализм — процесс производства материальных условий существования человеческой жизни и… процесс производства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым и носителей этого процесса, материальных условий их существования и взаимных их отношений».[14]

 

Четыре основные черты капитализма:

1) Концентрация средств производства в немногих руках;

2) Кооперирование, разделение труда, наемный труд;

3) Экспроприация;

4) Отчуждение условий производства от непосредственного производителя.

 

«Развитие производственных сил общественного труда — это историческая задача и оправдание капитала».[15]

Основа капитализма — свободная конкуренция. Но цель капитала — получить как можно прибыли. Соответственно образуются монополии. О конкуренции уже никто не говорит — происходит смена строя.

 

e) Коммунизм и социализм.

Основной лозунг: «каждый по способностям, каждому — по потребностям».[16] Позже Ленин добавил новые символические черты социализма. По его словам, при социализме «невозможна эксплуатация человека человеком… кто не работает, тот не ест… при равном количестве труда — равное количество продукта».[17]

 

Отличие социализма от коммунизма в том, что организация производства основана на общей собственности на все средства производства.

 

Ну а коммунизм — это высшая ступень развития социализма. «Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».[18]