Модуль 1. Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей.

Содержательные модули:

1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.

2. Периоды детского возраста.

3. Физическое и психомоторное развитие детей.

4. Нервная система детей.

5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система детей.

6. Система дыхания детей.

7.Сердечно-сосудистая система детей.

8. Системы пищеварения детей.

9. Выделительная система детей.

10. Эндокринная система детей.

11. Иммунная система и система крови детей.

12. Обмен веществ у детей.

13. Написание истории болезни.

Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста

Содержательные модули:

14. Грудное вскармливание грудных детей

15.Искусственное вскармливание грудных детей

16.Частично грудное вскармливание грудных детей

17.Вскармливание детей старше одного года

 

1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по ДИСЦИПЛИНе «ПРОПЕДЕВТИКА ПЕДИАТРИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Структура учебной дисциплины   Количество часов, из них Год обучения   Вид контроля  
Всего     Аудиторных СРС    
Лекций Практических занятий
  3-й  
Кредитов ECTS 6,5          
Модуль 1: Содержательных модулей 13 155 ч./5,25 кредитов ECTS   Итоговый модульный контроль
Модуль 2: Содержательных модулей 4 40 ч. /1,25 кредитов ECTS   Итоговый модульный контроль
В том числе, итоговый модульный контроль усвоения 2-х модулей год./1,0 кредит ECTS      
Недельная нагрузка 7,5 ч. /0,25 кредитов ECTS          

Примечание: 1 кредит ECTS - 30 ч. Аудиторная нагрузка - 66,7%, СРС - 33,3%

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения пропедевтики педиатрии - конечные цели устанавливаются на основе ОПП подготовки врача по специальности согласно блока ее содержательного модуля (естественно-научная подготовка) и является основой для построения содержания учебной дисциплины. Описание целей сформулировано через навыки в виде целевых задач (действий). На основании конечных целей к каждому модулю или содержательному модулю сформулированные конкретные цели в виде определенных навыков (действий), целевых задач, которые обеспечивают достижение конечной цели изучения дисциплины.

Конечные цели дисциплины:

• Делать вывод о физическом и психомоторном развитии детей разного возраста.

• Проводить клиническое обследование и инструментальное исследование разных органов и систем у здоровых и больных детей.

• Анализировать возрастные особенности функций организма.

• Интерпретировать состояние систем организма ребенка.

• Рассчитывать и составлять суточный рацион питания для детей раннего возраста.

• Корректировать рацион питания детей старше одного года.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

№ з.г. Тема практического занятия Количество часов
Модуль 1: Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей.
1. Периоды детского возраста, их характеристика и особенности. (Содержание. мод.2,Тема 3)
2. Особенности периода новорожденности. (Тема 4)
3,4. Физическое развитие детей. (Содержание. мод.3,Темы 5,6)
5. Психомоторное развитие детей. ( Темы 7,8)
6. Методика клинического неврологического обследования детей. Семиотика основных заболеваний нервной системы у детей (гидроцефалия, менингит, энцефалит, детский церебральный паралич и др.). Особенности спинномозговой жидкости у детей и семиотика ее изменений при патологии ( при гнойных и серозных менингитах, гидроцефалии и др.). Уход за детьми с патологией нервной системы (Содержание. мод.4,Тема 1)
7. Методика исследования кожи и подкожной клетчатки. Семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки. (Тема 2)
8. Методика исследования костной и мышечной систем. Семиотика поражений костной и мышечной систем. (Тема 3)
9. Методика клинического обследования органов дыхания у детей. (Тема 4, 5)
10. Семиотика поражений (кашель, одышка и др.) и основных заболеваний органов дыхания у детей. Синдромы дыхательных расстройств и дыхательной недостаточности, основные клинические проявления. (Тема 6)
11. Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердечно-сосудистой системы у детей. Основные признаки поражения сердечно-сосудистой системы у детей (цианоз, брадикардия, тахикардия и др.). ( Темы 7, 8)
12. Семиотика прирожденных и приобретенных заболеваний сердца и сосудов у детей. Электрокардиография,фонокардиография, эхокардиография. (Тема 9)
13. Методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). (Тема 10)
14. Семиотика поражений органов пищеварения и основных заболеваний у детей. Абдоминальный синдром. (Тема 11)
15. Методика обследования и семиотика наиболее распространенных заболеваний выделительной системы у детей. (Тема 12)
16. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеин-, эритроцит-, лейкоцит- и цилиндрурия и др.). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Уход за больными с патологией выделительной системы. (Тема 12)
17. Методика обследования эндокринных желез. Семиотика синдромов гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез и заболеваний эндокринной системы у детей. (Тема 13)
18. Особенности системы крови у детей разных возрастных групп. Методы клинико-лабораторного обследования детей с поражением системы крови. Клинико-гематологическая семиотика основных синдромов (анемический, гемолитический, геморрагический и др.) и заболеваний системы крови у детей. (Тема 14)  
19. Лабораторные методы исследования функционального состояния органов и систем детского организма. Правила и техника взятия материала для исследования. Методы диагностики иммунодефицитов у детей.
20. Самостоятельное обследование больных детей для написания истории болезни.
21. Обсуждение данных обследования для написания истории болезни.
22. Защита истории болезни.
Модуль 2: Вскармливание детей
23. Грудное вскармливание грудных детей. Количественный и качественный состав материнского молока. (тема №1)
24. Методы расчетов суточного объема пищи и режима питания. (тема №1)
25. Подкармливание (прикорм). Суточная потребность ребенка в пищевых ингредиентах и энергии при грудном вскармливании. (тема №2)
26. Искусственное вскармливание грудных детей. Классификация и характеристика молочных смесей для искусственного вскармливания грудных детей. Гарантийное коровье молоко. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности. (тема №3)
27. Особенности прикорма при искусственном вскармливании. Суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при искусственном вскармливании. (тема №4)
28. Частично грудное вскармливание. Техника и правила докармливания. Молочные смеси, которые применяются для докармливания. Схемы частичного грудного вскармливания детей первого года жизни. (тема №5)
29. Прикорм и суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при частично грудном вскармливании. (тема №5)
30. Организация и принципы рационального питания здоровых детей, старше одного года. (тема №6)
31. Вскармливание новорожденных и недоношенных детей.
32. Лечебное питание больных детей.
33. Деловая игра с детской диетэтики.
34. Заключительный компьютерный тестовый контроль.
35. Итоговый модульный контроль.
ВСЕГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

№ з.г. ТЕМА Количество часов Вид контроля
Модуль 1 : Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей.
1. Подготовка к практическим занятиям - теоретическая подготовка и обработка практических навыков. Текущий контроль на практических занятиях
2. Самостоятельная обработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:    
  Предмет и место педиатрии, основные этапы развития. Организация лечебно-профилактической помощи детям в Украине.   Итоговый модульный контроль
  Энергетический обмен у детей.   Итоговый модульный контроль
  Белковый обмен у детей. Итоговый модульный контроль
  Углеводный обмен у детей. Итоговый модульный контроль
  Липидный обмен у детей. Итоговый модульный контроль
  Водно-электролитный и кислотно-щелочной обмен у детей. Итоговый модульный контроль
  Витамины, их значение для развития ребенка. Итоговый модульный контроль
  Написание истории болезни Итоговый модульный контроль
3. Подготовка к итоговому модульному контролю Итоговый модульный контроль
  Всего: 47  
Модуль 2: Вскармливание детей.
1. Подготовка к практическим занятиям- теоретическая подготовка и обработка практических навыков Текущий контроль на практических занятиях
2. Самостоятельная обработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:    
  Особенности вскармливания недоношенных новорожденных. Понятие о «свободном вскармливании», его формы и показания к назначению.   Итоговый модульный контроль
3. Подготовка к итоговому модульному контролю Итоговый модульный контроль
  Всего: 8  
  ВМЕСТЕ СРС по дисциплине, в том числе подготовки к итоговому модульному контролю  

Модуль 1. Развитие ребенка

Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста

Конкретные цели:

•собирать анамнез заболевания и жизни

•оценивать особенности течения периодов детского возраста у детей

•оценивать общее состояние ребенка