АНАЛИЗ УРОКА в ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ

1) Целевая установка урока. Роль урока в реализации общих целей обществоведческого образования. Важно иметь чёткое представление о том «вкладе», который внесёт данный урок в достижение общих целей курса: какие знания должны быть усвоены на данном уроке? какие умения формируются? какой опыт творческой деятельности получит ученик? какова роль урока в формировании эмоционально-ценностного отношения к явлениям социальной действительности?

2) Педагогический замысел урока (его дидактические задачи). Место урока в системе уроков.Для достижения целей на каждом уроке решаются определённые дидактические задачи: предъявление учащимся нового содержания; первичное закрепление; применение только что воспринятых знаний; проверка домашнего задания; повторение; развитие умений и т.д. Дидактическая задача урока зависит от его места в системе уроков (вводный, объяснения нового материала и т.д.).

3) Соответствие урока его целевой установке и дидактическим задачам.Оценка содержания, средств и методов, используемых на уроке, осуществляется с точки зрения того, адекватны ли они поставленным целям и задачам, в какой мере способствуют реализации целей и решению дидактических задач.

4) Соотношение содержания урока и учебной программы. Педагогическая обоснованность расхождений.Основные вопросы содержания программы представлены в программе курса. Учитель имеет право внести изменения, соответствующие его педагогическому замыслу. Однако эти изменения не могут наносить ущерб изучению тех вопросов, которые в ГОСТе включены в обязательный минимум содержания. Любой перенос требует педагогического обоснования.

5) Соотношение содержания урока и содержания учебника. Педагогическая обоснованность этого соотношения. Учитель не может просто пересказывать текст учебника или сильно отклоняться от него. При анализе урока необходимо выяснить: сконцентрировано ли внимание учащихся на ключевых положениях темы? Насколько учитель способствовал разъяснению наиболее трудных фрагментов и положений текста учебника?

6) Соответствие урока современному уровню общественных наук; возможности ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые проблемы и их использование.Необходимо содержание урока строить лишь на тех идеях, которые сохраняют свою научную значимость и актуальность в настоящее время, а также на тех, которые являются результатом современного переосмысления исторического опыта и общественных перемен в конце XX в. Целесообразно по наиболее важным вопросам представить альтернативные подходы к объектам изучения. Это способствует более глубокому пониманию происходящего в обществе, развитию самостоятельного мышления школьников.

7) Основные понятия и ведущие идеи урока, способы их раскрытия и включения в систему знаний, приёмы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей.Учебная работа должна быть сконцентрирована вокруг основных понятий и ведущих идей урока. Это своеобразные «несущие конструкции», на которых держится всё «здание» изучаемой темы. Их правильное определение – ключ к педагогически рациональной организации занятий. Осмысление содержания основных понятий и идей невозможно без раскрытия их связей с другими понятиями, многие из которых изучались в предыдущих темах или других дисциплинах.

8) Источники учебной информации, используемые на уроке, и методические приёмы работы с ними. Для каждого урока должно быть найдено оптимальное сочетание источников учебной информации. Разнообразие источников информации позволяет не только позволяет организовать различные виды деятельности, но и даёт возможность углубить, закрепить, полнее осознать изучаемое содержание.

9) Связь урока с жизнью, с личным опытом учащихся. На уроках обществознания должны быть широко использованы связанные с темой материалы о явлениях окружающей жизни, о процессах, происходящих рядом, в стране и мире.

10) Форма урока, его структура. Форма урока зависит от возможностей учебного материала, источников информации, от места урока в теме, его связи с другими уроками, от знаний и развития учащихся.Структура урока должна быть оптимальной с точки зрения с точки зрения его содержания, дидактических задач, а также подготовленности учащихся.

11) Способы организации активной самостоятельной деятельности учащихся. Уровень активности учащихся в процессе урока.Возможности самореализации, ответственного личного выбора в различных областях социальной деятельности развиваются только в процессе самостоятельной работы, в которую включается не только память ученика, но и мышление, и интуиция, и чувства. При анализе урока необходимо ответить на вопросы: если проверяются знания одного из учеников, что в это время делают остальные ученики? как учитель организует их деятельность в это время? как учитель стимулирует самостоятельность умственной деятельности учащихся в процессе восприятия нового? Оценивается соотношение на уроке деятельности учащихся репродуктивной (воспроизводящей по памяти), преобразующей (придающей содержанию урока новую форму), творческо-поисковой (поиск способа или результата деятельности, не подсказанного учителем).

12) Оценка выявленных на уроке знаний и умений учащихся, приёмов их развития. Ответ на эти вопросы во многом означает оценку эффективности предшествующих уроков, но в то же время позволяет судить о педагогически продуманном использовании на уроке возможностей учащихся.

13) Деятельность учителя. Использование различных приёмов устного изложения.Организующая деятельность. Оценивается полнота, ясность, доступность для учащихся излагаемого учителем материала; владение учителем приёмами изложения материала. Иными словами, оценивается качество устного предъявления учащимся учебного материала. Оценивается также то, насколько эффективно учителю удалось организовать работу учащихся на уроке.

14) Стиль отношения учителя с учащимися. На уроке особенно важен демократический стиль отношений учителя с учащимися, основанный на уважении ученика, на внимании к его точке зрения, на взаимном доверии. Это вытекает из самого содержания учебного материала, в центре которого находятся вопросы человековедения, общественные проблемы, непосредственно затрагивающие интересы личности. Учитель должен проявлять доброжелательность; стремиться помочь разобраться в изучаемых проблемах и давать аргументированные ответы.